Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития

Страница 3

аспект социально-трудовой адаптации предполагает необхо­димость разработки посильных для лиц с явлениями умственной отсталости трудовых рекомендаций.

Обратимся к работе С. С. Ляпидевского «Клиника олигофре­нии»', ставшей на многие годы настольной книгой отечественных Дефектологов. В ней обобщены исследования отечественных спе­циалистов, дана клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся. Остановимся на той ее час­ти, в которой приводятся классификационные характеристики разных групп учащихся специальной школы.

При легких формах олигофрении, отмечает ученый, заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наибо­лее типичные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно свя­занными с нарушениями хромосомного набора. Так, например, при болезни Дауна внешние признаки болезни очень типичны: все дети малого роста, ярко выражены диспластические черты - несо­размерность телосложения и целый ряд других специфических признаков, характерных для этого заболевания.

Часты изменения в физическом состоянии и при некоторых на­следственных формах олигофрении, связанных с нарушением об­мена веществ. При нарушении белкового обмена отмечаются де­формация черепа, диспластическое телосложение, нарушение пигментации кожи и радужной оболочки, гиперкинезы, кожные заболевания в виде дерматитов, экземы, при нарушении жирового обмена - болезни Пфандлер-Хурлера - наблюдаются карликовый рост, деформация черепа, позвоночника и другие изменения. Спе­цифичны внешние признаки и при нарушениях функции желёз внутренней секреции, иногда осложняющих олигофрению, осо­бенно при поражении щитовидной железы, половых желёз.

Необходимо отметить, что признаки физического недоразви­тия чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, осо­бенно ранних (связанных с патологией эмбриогенеза). Так, на­пример, имеют место нарушения соотношений между длиной ту­ловища и конечностей, различные деформации черепа - брахицефалический (башенный), долихоцефалический (удлиненный) в передне-заднем направлении и т.д. При гидроцефалии бывают ис­тончены кости черепа, особенно теменные и лобные. Отмечаются неправильный рост зубов, врожденные дефекты в виде расщелины верхней губы или твердого и мягкого нёба, деформации в строе­нии ушной раковины и другие аномалии развития.

Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних ор­ганов - нередки врожденный порок сердца и другие нарушения сердечно-сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыха­ния; наличие таких дефектов приводит к частым простудным за­болеваниям и повторным пневмониям. В отдельных случаях имеют место пороки развития почек, мочевого пузыря, половых органов.

Грубых локальных неврологических симптомов при олигофре­нии, особенно при ее легких формах, может не встречаться; они чаще бывают при сочетании олигофрении с другими локальны­ми поражениями центральной нервной системы, в частности при церебральных параличах. Однако при некоторых формах олиго­френии все же наблюдается рассеянная неврологическая симпто­матика, связанная с нарушениями формирования двигательных и чувствительных функциональных систем. Так, со стороны череп­но-мозговых нервов чаще других встречаются симптомы: косогла­зие, опущение верхнего века, ритмичные движения глазного яб­лока (нистагм), слабость (парез) лицевого и подъязычного (отклонение языка в сторону при высовывании) нервов.

Двигательные нарушения встречаются в виде нерезко выражен­ных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. В анамнезе детей-олигофренов часто отмечаются задержки в раз­витии двигательных функций: дети позднее начинают держать го­ловку, сидеть, стоять, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительно­сти движений. Е. Н. Правдина-Винарская изучала отклонения в неврологическом статусе олигофренов. В работе «Неврологи­ческая характеристика синдрома олигофрении» она говорит о том, что, например, мимические движения выполняются детьми-олигофренами быстрее и более четко по подражанию, чем по сло­весной инструкции. Движения, выполняемые детьми по словесной инструкции, сопровождаются синкинезиями.

У большинства детей-олигофренов наблюдаются задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения.

Со стороны рефлекторной сферы отмечаются оживление сухо­жильных и периостальных рефлексов, расширение зоны их вызывания, асимметрия. В некоторых случаях наблюдается снижение или отсутствие рефлексов. Наблюдаются и патологические реф­лексы, особенно часто рефлекс Бабинского.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Смотрите также::

Особенности обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте
В младшем возрасте формирование способности общаться на чужом языке связано не только с освоением грамматических, лексических и фонетических структур, сколько с совершением практических, предметных действий и выражением эмоций, которые сопровождаются адекватными высказываниями на английском языке. ...

Постановка цели и задач воспитания в православной педагогике
Светская педагогика определяет воспитание как «процесс целенаправленного формирования личности», имея под этим в виду «специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» ...

Дифференциальная и педагогическая диагностика аутичных детей
С прогрессом медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма все более значимой становится проблема как можно более ранней диагностики заболевания, с последующим построением индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. Все существующи ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru