В современной практике широкое распространение получили следующие виды контроля: тематический, фронтальный, предупредительный. Тематический контроль проводится с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме. Фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательного процесса по всем видам деятельности. Предупредительный контроль проводится для оказания своевременной помощи воспитателям по тем вопросам, которые особо затрудняют их в работе, в целях предупреждения ошибок.
Ценность наблюдений заключается в том, что они позволяют изучать состояние воспитания детей в процессе их непосредственной деятельности. Главная задача воспитания — обеспечить детям гармоническое развитие. При наблюдении, необходимо обращать внимание на следующие моменты: взаимосвязь всех задач воспитания — физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического. Взаимосвязь воспитания и обучения. Наблюдая, как проходят занятия, нужно отмечать не только правильность методов и приемов обучения, но и то, как на занятиях педагог осуществляет всестороннее воспитание детей: влияет ли он на их нравственные и эстетические чувства. Чтобы успешно провести наблюдение и правильно оценить процесс воспитания, перед посещением нужно составлять вопросник. Например, наметив проверку организации самостоятельной деятельности детей в старшей группе, воспитатель определяет возникают ли в группе конфликты,— если да, то по каким причинам, как воспитатель выводит детей из конфликтных ситуаций; осуществляет ли воспитатель индивидуальный подход к детям при руководстве их самостоятельной деятельностью; каковы применяемые им методы и приемы, их эффективность и обоснованность. Следует помнить, что вопросник не должен ограничивать круг наблюдений. Глубокий и всесторонний анализ позволяет каждому воспитателю как бы со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики, стимулирует творческий поиск в воспитательной работе. Наблюдатель должен так построить беседу с воспитателем, чтобы в ней нашла отражение объективная оценка работы, были бы отмечены достижения за определенный отрезок времени, недостатки и пути их устранения. Прежде чем провести такую беседу, необходимо подготовиться к ней: посмотреть программы по проверяемому вопросу; ознакомиться с планом работы воспитателя на данный день, а также с планом и учетом за более длительный отрезок времени; провести анализ детских работ, если вопрос связан с оценкой результатов детской деятельности; провести беседы с детьми, просмотреть записи, отобрать факты, дать им оценку, сформулировать выводы и предложения. Если в процессе анализа возникают сомнения, следует обратиться к методической литературе, уточнить правильность своих выводов. Затем наблюдатель или воспитатель проводит обоснованный анализ, отмечает, как выполнены их предыдущие рекомендации. Анализируя работу воспитателя, следует также говорить о деятельности детей, их реакции на указания воспитателя. Нужно обязательно отметить эффективные методы воспитания и обучения, с помощью которых педагог достиг положительных результатов. В беседах необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитателя, профессиональную подготовку и опыт. Огромное значение для улучшения работы воспитателя имеют правильно поставленные перед ним задачи, конкретные предложения. Важно фиксировать результаты не только наблюдений воспитательного процесса, но и анализа документации, детских работ. Наличие записей о результатах контроля дает наблюдателям богатейший материал для бесед с воспитателями, для анализа деятельности педагогического коллектива и выработки правильных и эффективных мер по оказанию помощи каждому воспитателю. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.
Формирование личности человека требует организации системы многопланового воспитания. Воспитание представляет собой особое педагогическое явление, которое очень важно в настоящее время. Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности учащихся. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Смотрите также::
Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и
профессиональной направленности старшеклассников
Для выявления различий между четырьмя описанными группами нами был использован t-критерий Стьюдента, который относится к числу параметрических. По результатам проведенного анализа мы получили следующие показатели значимости различий. Таблица 2 Список терминальных ценностей 1-2 1-3 1-4 2-3 2-4 3-4 А ...
Общая характеристика учебной и игровой деятельности
дошкольника при формировании самостоятельности
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...
Система воспитания джентльмена в работах Дж.Локка
Известно, что многие авторы Нового времени разрабатывали гносеологию, как основу для правильной жизни (иногда гносеология и этика разрабатывались совместно, например, в работах Спинозы), то есть этика ставила некоторые задачи, которые переносили в строго гносеологическую плоскость, а затем вновь вы ...