У каждой формы контроля есть свои достоинства и недостатки, свои возможности и ограничения. Учитель должен использовать сочетание различных форм контроля, выбор которых зависит от конкретных условий обучения и объектов контроля. Рассмотрим каждую из форм контроля.
Опрос. Является наиболее распространенной формой контроля знаний учащихся. Позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевую автоматизацию, характер остановок, ситуативность речи. Основу опроса составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно-ответная форма. В методике различают разные виды опроса:
а) фронтальный – это такой этап урока, на котором, как правило, учитель опрашивает учащихся всей группы и может проводиться несколько раз в течении урока. Он сочетается с повторением пройденного, являясь средством закрепления знаний и умений. К положительным качествам можно отнести возможность охвата проверкой одновременной всех учащихся группы, интенсивная активизация их мышления, памяти, внимания, ускоренной речевой реакции, обучающий эффект, а также возможность оценивать за один и тот же отрезок времени всех или большинство учащихся группы. Однако ему присущи и определенные недостатки. Он дает поверхностное представление о знаниях учащихся, является относительно неглубоким в силу определенной рассредоточенности внимания учителя на многочисленные объекты.
б) индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых - на уроке отвечает лишь один ученик, а остальные учащиеся остаются пассивными. Основное достоинство индивидуального опроса является то, что он предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся, поэтому служит важным средством развития речи, памяти, мышления. Является наиболее подходящей формой контроля подготовленной и неподготовленной монологической (а иногда и диалогической) речи учащихся и уровня ее сформированности.
в) комбинированный – это опрос, сочетающий в себе индивидуальный и фронтальный формы опроса. При использовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуется не только одному ученику, которого планируется опросить индивидуально, но и всем учащимся группы. Например, учащимся предлагается прослушать ответ своего одноклассника, дополнить его, внести какие-то свои элементы в его ответ, поставить вопросы отвечающему, чтобы расширить его ответ или уточнить некоторые детали, а в некоторых случаях отвечающего можно прервать и предложить другому ученику продолжить его рассказ.
г) взаимный опрос заключается в парной работе учащихся, которые одновременно тренируются и контролируют друг друга. При таком опросе один ученик задает вопрос другому, затем они меняются ролями. Учитель в это время ходит по классу, останавливается у каждой пары, чтобы послушать то, о чем говорят ученики и, если нужно, оказать своевременную помощь. Он таким образом контролирует работу всех учащихся. Эта форма опроса наиболее эффективна для развития диалогической речи.
Письменная проверка наряду с устной является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков учащихся. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявить ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этой формы дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым, сделать необходимый анализ усвоения материала и определенные методические выводы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы, в то время как при устном ответе ученик часто сначала говорит определенные предложения, затем может их исправить каким-то образом или вообще, не закончив одного предложения, приступить к формулированию другого. Письменная проверка используется во всех видах контроля. Основным недостатком письменной проверки является относительно большое количество учебного времени, которое требуется для ее проведения на уроке, проверки учителем и работы учащихся над ошибками.
Тестирование как основная форма контроля иноязычной речевой деятельности. Тестирование как метод педагогического исследования означает «целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых исследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса». В основе данной формы контроля лежит использование заданий стандартной формы, которое получило название «теста», что в переводе с английского (test) означает испытание, исследование, проба, проверка, эксперимент. Тест определяется как «подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедший предварительное опробирование с целью определения его показателей качества». Тестовым заданием называют ту минимальную составляющую единицу теста, которая предполагает определенную вербальную или невербальную реакцию тестируемого.
Смотрите также::
Методика работы со словом
Доказано что, богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитате ...
Виды контроля на разных этапах обучения
На ряду с методами и формами проверки необходимо остановиться на её видах, таких, как: · текущий учет; · тематическая проверка; · итоговый контроль. Текущий учет - основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоение пройденного на уроке, выявить возможные пробелы в знаниях и наметить пути ...
Методические основы изучения темы «Прямоугольный треугольник»
Методика обучения математике не только логически организует отобранный материал, но и ориентирует его на особенности учащихся того или иного класса, используя закономерности памяти, мышления, внимания и т.д., индивидуальные способности возрастной группы. Основная роль учителя математики в современн ...