Таня и Оля играли в «дочки – матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?
Коля играл в «Лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка не как не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что сказал Коля? Почему?
Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?
Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?
Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:
Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная: неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.)
Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких случаях.
Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно – завидует успеху другого, радуется его неудаче).
При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влияние на поведение детей разного возраста.
Все результаты данного опроса оценивали: если ребенок отвечал правильно и без подсказок- 5 баллов (высокий уровень), если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы- 3 балла (средний уровень), ребенок не может ответить- 0 баллов (низкий уровень).
В исследовании участвовало 8 детей, 4 девочки и 4 мальчика.
Результаты исследования представлены в следующих таблицах:
Тест №1 Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
Таблица №1
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Баллы |
Уровень |
Амиросланова Н. |
0 |
0 |
0 |
3 |
3 |
3 |
5 |
0 |
14 |
низкий |
Анцыпин П. |
3 |
3 |
0 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
27 |
средний |
Арнаутова Н. |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
3 |
32 |
высокий |
Велиева К. |
0 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
5 |
3 |
16 |
низкий |
Гришков Т. |
0 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
5 |
3 |
16 |
низкий |
Смирнов М. |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
38 |
высокий |
Фадейцева Д. |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
36 |
высокий |
Шорохов Ж. |
0 |
0 |
0 |
3 |
5 |
3 |
3 |
0 |
14 |
низкий |
Смотрите также::
Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшее требование к условиям ее формирования. Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и ...
Характеристика выборки, организация и методы исследования
Для доказательства гипотезы исследования установления факторов, влияющих на активное применение средств инфокоммуникационных технологий в самообразовании был проведен педагогический эксперимент. Выборка была сформирована из студентов центра дистанционного обучения Нижнекамского филиала Института эк ...
Использование методики развития мелкой моторики на
формирующем этапе эксперимента
Результаты констатирующего эксперимента определили задачи, содержание и цель формирующего эксперимента, основной целью которого была проверка организационно-педагогической модели и педагогических условий эффективного развития мелкой моторики младших школьников в условиях дополнительной системы обра ...