Существенное значение имеет объяснение игры. Воспитатель сообщает название игры, извлекает ее содержание, объясняет правила.
В средней группе воспитатель только изредка выполняет роль ведущего. Он приучает всех детей быть ведущими, учитывая особенности каждого ребенка. В выборе ведущего начинают участвовать сами дети посредством считалок. Смотрите полусухая стяжка в истре моск обл здесь.
Правила в подвижных играх для детей средней группы несколько усложняются. Вводятся ограничения движения – ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др.
Воспитатель повторяет с детьми одну и ту же игру на 2–3 занятиях, затем через некоторое время снова возвращается к ней, усложняя содержание и правила игры, видоизменяя формы организации детей.
Старшая группа
Движения ребенка 6-го года становятся более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющие заданный способ.
Подвижные игры проводятся в разные периоды дня и на занятиях по физической культуре, продолжительность до 10 минут.
Активная двигательная деятельность более целесообразна во время прогулок как днем, так и вечером. Воспитатель следит за тем, чтобы на прогулке дети играли в разные игры: подвижные, строительные, сюжетно-ролевые, чтобы они участвовали и в спортивных упражнениях. Важно интенсивные подвижные игры с бегом, прыжками чередовать с более спокойными. Содержание подвижных игр более усложняется в связи с расширением кругозора детей. В них включаются новые сюжеты и образы, которые знакомы детям из книг, рассказов воспитателя и родителей, кинофильмов. В некоторых играх отражаются действия и взаимодействия людей разных профессий («Пожарные на учении», «Охотники и зайцы»).
Большое место в старших группах начинают занимать бессюжетные игры типа «Ловишки», а так же игры с элементами соревнований («Кто скорее до флажка», «Попади в обруч» и т. п.). Сначала имеет место индивидуальное соревнование, а потом и коллективное.
Правила в играх становятся более сложнее и требуют большей точности в их выполнении, большего внимания детей, выдержки, умения быстро реагировать на сигналы, произвольно ограничивать свои действия (убегать в определенном направлении, пойманным отходить в сторону и т. д.). Правила игры способствуют формированию умения управлять своим поведением.
Ответственные роли в игре выполняют сами дети. Для распределения ролей применяются считалки. В некоторых старинных народных считалках, содержание которых не имеет определенного смысла, детей привлекает звуковое сочетание слов.
Аты – баты, шли солдаты
Аты – баты, на базар
Аты – баты, что купили?
Аты – баты, самовар!
Воспитатель рассказывает детям все содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила. С помощью вопросов воспитатель предлагает повторить правила. Контроль за действиями играющих как педагога, так и самих детей обычно приводит к хорошему выполнению правил.
Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, объективный анализ результатов, помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.
Подготовительная группа
Дети умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий.
Дети подготовительной группы становятся более самостоятельными в организации подвижных игр. Ребенку известно большое количество игр, их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет детям выбирать игры в соответствии со своими интересами и желанием упражняться в том или ином виде движения.
В этом возрасте особенно велико положительное значение подвижных игр в закреплении и совершенствовании основных движений детей. Дети стараются действовать не только более эффективным способом, но и с максимальной мобилизацией усилий для достижения наилучшего результата, проявляя положительные моральные качества. Проявлению высоких физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие детей в подвижных играх, в которых общий результат зависит от взаимодействия играющих («Горелки», «Чье звено скорее соберется?»).
При выборе игры воспитатель учитывает желания детей и называет игру предусмотренную планом.
При распределении ролей используются считалки, жеребьевки, зачины, стрелки и разные другие приемы. Объясняя игру, воспитатель добивается, чтобы дети представили весь ее ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила.
Некоторые указания воспитатель делает по ходу игры: краткими замечаниями предупреждает нарушителя правил, успокаивает чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость.
Смотрите также::
Возрастные особенности проявления разных
видов воображения
Воздействие окружающей жизни, влияние взрослых постепенно все более обогащает опыт ребенка - основу развития воображения. С первого взгляда кажется, что у детей-дошкольников воображение развито лучше, чем у более старших детей. У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на доволь ...
Современные образовательные технологии на
уроках
Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие педагоги отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различным предметам позволяет существенно повысить восприятие материала урок ...
Разработка программно-методического комплекса «Компьютерные коммуникации и
сети»
Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Предполагаемый программно-методический комплекс ориентируется на принципы фундаментальности, систематичности и прагматичности, что обусловливает включение в программу изучение как базовых элементов теории кодирования и передачи данных с д ...