Новое в педагогике » Системы воспитания и обучения древних цивилизаций » Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае

Страница 3

Конфуцианство выработало свой тип образованного человека, который старательно делает служебную карьеру, повторяя старинные тексты, свято чтя целый свод социальных норм, следуя правилам поведения в семье и обществе по отношению к вышестоящим и нижестоящим чиновникам. Сама империя приобрела конфуцианский облик, и Китай сохранил его почти до наших дней.

В древнекитайской цивилизации была высоко развита культура, давшая миру много открытий. Очень развиты были геометрия и астрономия. Ученые в VII в. до н.э. составили звездный каталог, предсказали появление кометы Галлея, предсказывали лунные и солнечные затмения. В Ханьскую эпоху был сконструирован первый в мире сейсмограф, создан небесный глобус с описанием 2500 звезд, разработана теория Земли и безграничности Вселенной, открыты пятна на Солнце, создана система точного вычисления числа π.

В V в. до н.э. китайские математики сформулировали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел . В I в. н.э. достижения в области математики были сведены в трактате "Математика", в девяти главах. В то же время был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней.

Развитая система иероглифического письма способствовала рассвету в области гуманитарных дисциплин. Появились обширные библиотеки и первые словари. Начиная с IV-III вв. до н.э. пробуждается интерес к поэзии. С II в. до н.э. в Китае развивается музыкальное искусство и становятся известными такие музыкальные инструменты, как барабан, металлические колокольчики, духовые инструменты из глины, струнные, щипковые инструменты. Затем появляются трактаты о музыке и создаются школы, готовившие музыкантов и танцоров.

Таким образом, древнекитайская цивилизация действительно является источником современной системы образования. Мы увидели зарождение и развитие школ, в которых важную роль играют знания, нравственность и трудолюбие. Школ, в которых используются методы поощрения и экзаменационная система. В древнем Китае, как и в других древнейших государствах Востока практика воспитания и образования способствовала закреплению за каждым человеком определенной общественной функции, определенного социального статуса. Его важнейшей задачей всегда оставалось сохранение существующих традиций и порядков.

Мы подробно рассмотрели особенности систем воспитания и обучения в Древней Индии и Древнем Китае. Так в чем же их сходства и различия, и как они повлияли на дальнейшее формирование мировых педагогических традиций?

Начнем с того, что становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, которые создали благоприятную почву для перемен. По мере развития человека и общества в целом изменялось и воспитание, и обучение. И в Индии, и в Китае, и в других странах древних цивилизаций возникали первые школы, первые учителя и их педагогические взгляды на воспитание и обучение. Мы приходим к выводу о том, что процесс развития систем воспитания и обучения был исторически неизбежным, и как любой другой процесс, он подчинялся определенным закономерностям, философским и религиозным взглядам. Однако, если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае – с конфуцианством. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось государственного статуса идеологии, сумев сохранить его до нового времени.

Так же нам кажется интересным тот факт, что развитие древнекитайской системы воспитания и обучения проходило изолированно от остального мира, т.к. в древности Китай был географически отрезан от него морем, горами, огромными пустынями и степями. Это предопределило самостоятельный, специфический характер китайской цивилизации, что, конечно же, не могло не отразиться на педагогической культуре нации.

Древневосточные общества не имели единого общественного идеала воспитания, которое характеризовалось традиционностью содержания и методов обучения, остававшихся неизменными в течение многих столетий и тысячелетий. В то же время, народы Древнего Востока внесли значительный вклад в мировое педагогическое наследие. Созданы первые в истории школы, сформулированы первые обобщенные представления о нормах и принципах воспитания, эти представления легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли и практики. Они оказали значительное воздействие на формирование античной и средневековой европейской педагогической традиции. Это проявилось и в сословных принципах образовательно-воспитательной практики, и во влиянии библейских заповедей, и в синтезе восточной и западной педагогических культур в эпоху эллинизма.

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Творческий замысел
Мой проект задумывался как интерактивная игра для детей. В жанровом отношении это квест. Квест (англ. quest — поиски) — один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор котор ...

Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство психолого-педагогической реабилитации
Специалисты по детской патопсихологии Н.Ю. Максимова и Е.Л. Милютина определяют понятие психокоррекционная работа как процесс комплексного психологического воздействия на цели, мотивы и структуру поведения человека, а также развитие его некоторых психических функций. Основной задачей является обуче ...

Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальным ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru