Чтобы оценить актуальность выбранной нами темы, мы задались вопросами: "Когда же появилась школа? Что она из себя представляла на начальных этапах?". Казалось бы, какая школа без учителя, который научит читать, писать, считать? А что если сам "учитель" понятия не имеет о грамоте? Такое было. Еще у древнейших людей старый человек, накопивший за его долгую жизнь знания, становился мудрым советчиком в общественных делах. Трудовые навыки накапливались постепенно, ими нельзя было овладеть сразу. Старшее поколение делилось с молодежью опытом, который приобрело от предшествующих поколений. И, несмотря на то, что в эту эпоху обучение еще было очень примитивным, именно оно явилось предпосылкой и основой преемственности поколений, оно было необходимо для развития производства, культуры и цивилизации. Простейшее обучение младших старшими является частным проявлением общего закона взаимопомощи между поколениями. С.Л. Франк говорил: "Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, с давно прошедшим…". Мы не можем говорить о современной школе и системе образования, не зная истоков и истории их развития.
Также нас заинтересовала многоаспектность проблемы, так как ею одновременно занимается множество наук. Помимо истории и педагогики под своим углом зрения данная проблема рассматривается культурологией, философией и многими другими науками.
Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка - Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.
Мы решили рассмотреть системы воспитания и обучения древних цивилизаций на примере Индии и Китая, выделить особенности, найти сходства и различия. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее им были присущи сходные структуры, в том числе - воспитания и обучения. Такая общность - объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную эпоху - от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу. Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.
Все это послужило основанием для выбора темы исследования и разработки научного аппарата:
Цель: изучение особенностей воспитания и обучения в Древней Индии и Древнем Китае.
Объект: системы воспитания и обучения в Древней Индии и Китае.
Предмет: содержание систем воспитания и обучения в Древней Индии и Китае.
Гипотеза: изучение систем воспитания и обучения древних цивилизаций могут способствовать:
- формированию углубленных понятий о зарождении и развитии воспитания и обучения;
- выявлению основных сходств и различий между системами воспитания и обучения разных цивилизаций.
Для достижения цели и доказательства гипотезы мы определили следующие задачи:
Проанализировать историко – педагогическую литературу по проблеме исследования;
Уточнить основные принципы систем воспитания и обучения древних цивилизаций (Индия, Китай);
Осуществить сравнительный анализ систем воспитания и обучения в Древней Индии и Китае.
Для осуществления поставленных задач, нами была изучена историко – педагогическая литература, которая представлена в списке литературы.
В этой главе мы рассмотрим особенности воспитания в Древней Индии отдельно от особенностей обучения. Влияние распада истории Древней Индии на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Специфический отпечаток кастовости на воспитание и обучение в Древней Индии, влияние религиозной идеологии: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период, и других событий древнеиндийской современности.
Смотрите также::
Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и
тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности
Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стрем ...
Структура процесса
Как говорил Е.А. Аркин, действительная сущность воспитания заключается в создании новых ценных качеств на основе того, что есть в ребенке сильного, здорового, прекрасного, а истинная сущность ребенка заключается в его способности, возможности, стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. И как час ...
Основные виды и свойства мышления
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задач ...