Чаще всего предпосылкой организации индивидуальных занятий с учащимися бывает проявление интереса на уроке. Обычно интерес учащихся на уроке реализуется в вопросах, желании более углубленно изучить тему. Например, на уроке по теме “Кровообращение”, учащиеся задают вопросы, связанные с демонстрацией опытов, кинофильмов, анализом самонаблюдений. Одни могут получить немедленный ответ, другим необходимо порекомендовать литературу, третьим – дать практические задания на дом или в кабинете биологии.
Однако не всегда нужно исходить только из запросов учащихся. Целесообразно давать те или иные индивидуальные задания по отдельным вопросам перед изучением на уроке. Основным условием для индивидуальных домашних работ, дополнительных к обязательным работам, является подбор заданий практического характера. Выполнение этих работ является важным методическим условием усвоения знаний по физиологии. Проще всего такие задания давать по наблюдениям или опытам на своём организме с фиксацией их результатов в виде кратких записей или диаграмм. Некоторые из заданий могут предлагаться как внеурочные домашние задания.
Индивидуальные домашние самонаблюдения
Тема |
Индивидуальные домашние работы |
Опорно-двигательная система. Органы пищеварения. |
Измерять свой рост в течении суток. Проанализировать работу мышц при трудовых операциях, гимнастических упражнениях. Провести опыты с вкусовыми ощущениями различных пищевых продуктов: морковь, лимон, лук. Сравнить число ударов Пульса в минуту при различной физической нагрузке. Данные заполнить в виде диаграмм. Выяснить, пульсируют ли вены и капилляры. Обнаружить венозные капилляры. Сравнить температуру тела в течении недели утром и вечером. Подсчитать число дыхательных движений до, и после выполнения физической работы. Вычислить сколько воздуха пропускается через лёгкие в минуту до, и после бега. Выявить влияние углекислого газа на дыхательный центр (явление апноэ и диспноэ). Определить рефлекторное замедление сердцебиения (эффект Ашера) надавливанием пальцами на глазное яблоко. Определить чувствительность различных участков кожи (опыт ставится вдвоём) Обнаружить слепое пятно на сетчатке глаза. Пронаблюдать за изменением зрачка при разном освещении (зрачковый рефлекс). |
В кабинете биологии
могут проводиться внеклассные занятия, связанные с самостоятельными экспериментами, связанными с использованием учебного оборудования. Интерес к этим работам обычно возникает при ознакомлении учащихся с довольно сложными приборами, применяемыми учителем на уроке.
Пронаблюдав показания спирометра на примере одного-двух учеников, многие изъявляют желание проверить жизненную ёмкость лёгких, определить вентиляцию лёгких при различной мышечной нагрузке.
Иногда у учащихся возникает желание поставить варианты тех опытов, которые демонстрировались учителем (например, опыт по выработке условных рефлексов).
Из вышесказанного следует, что организация индивидуальных работ в кабинете может заключаться:
- в работе с приборами, позволяющими делать опыты на своём организме;
Смотрите также::
Проблемное обучение как общее средство развития технического мышления
В результате более или менее длительного опыта решения техничес-ких задач вырабатывается определенная направленность мышления, выража-ющаяся в техническом осмысливании действительности, в особом стремле-нии выделять в ней технические явления, в способности сосредоточиться на решении технических зад ...
Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке
Для педагогики и системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста-педагога как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества. Основной дидактической проблемой, встающей перед преподавателем при организации ...
Теории развития эмоций
Рассмотрим разные теоретические подходы к проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это связано с тем, что эмоции, как психическое явление, очень трудно отделить от процессов, ...