В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся.
Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Элективные учебные предметы направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) одним из требований к уровню подготовки выпускников называет использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности. Профильное обучение должно быть направлено на анализ языковых единиц и явлений, а также приобретение старшеклассниками навыков интерпретации языковых явлений и умений, связанных с языковой рефлексией.
В качестве одного из возможных средств, обеспечивающих развитие языкового чутья, предлагается исторический комментарий к языковым явлениям. Можно также предложить старшеклассникам в рамках элективного курса обратиться к лингвистическим исследованиям, рассматривающим современные процессы в русском языке.
Элективный курс «Ресурсы Интернет в помощь филологу» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе и сформировать самостоятельность, так как именно самостоятельный исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации.
Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в самостоятельной исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.
Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы с помощью сети Интернет, способствовать формированию целостного представления об самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи курса: самостоятельная учащийся филологический урок
-систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
- развивать умение самостоятельно формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
совершенствовать умение самостоятельного поиска информации в сети Интернет;
формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую поддержку учащимся при самостоятельном проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предлагается для учащихся 10 класса. Возможно изучение данного курса и в 11 классе.
В Приложении № 1 к программе дан примерный список тем самостоятельных работ учащихся.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Происходит развитие не только практических умений организации научно-исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся. Необходимо обучать школьников методам самостоятельного поиска и обработки информации. Одним из основных источников информации в современных условиях является Интернет.
Смотрите также::
Метод как многомерное явление
Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связывающее звено ме ...
Особенности организации детского творческого коллектива
Вообще мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (например, колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления. Организация детского творческого коллектива - в данное время является очень сложным процессом. Особенно из детей подросткового возраста. Сейчас очень мало лю ...
Понятие детского творчества
Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества. Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно ...