В условиях модернизации системы образования одной из основных задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся.
Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Элективные учебные предметы направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) одним из требований к уровню подготовки выпускников называет использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности. Профильное обучение должно быть направлено на анализ языковых единиц и явлений, а также приобретение старшеклассниками навыков интерпретации языковых явлений и умений, связанных с языковой рефлексией.
В качестве одного из возможных средств, обеспечивающих развитие языкового чутья, предлагается исторический комментарий к языковым явлениям. Можно также предложить старшеклассникам в рамках элективного курса обратиться к лингвистическим исследованиям, рассматривающим современные процессы в русском языке.
Элективный курс «Ресурсы Интернет в помощь филологу» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе и сформировать самостоятельность, так как именно самостоятельный исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации.
Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в самостоятельной исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.
Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы с помощью сети Интернет, способствовать формированию целостного представления об самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи курса: самостоятельная учащийся филологический урок
-систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;
- развивать умение самостоятельно формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
совершенствовать умение самостоятельного поиска информации в сети Интернет;
формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую поддержку учащимся при самостоятельном проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предлагается для учащихся 10 класса. Возможно изучение данного курса и в 11 классе.
В Приложении № 1 к программе дан примерный список тем самостоятельных работ учащихся.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Происходит развитие не только практических умений организации научно-исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся. Необходимо обучать школьников методам самостоятельного поиска и обработки информации. Одним из основных источников информации в современных условиях является Интернет.
Смотрите также::
Женская одежда. Рубахи
Рубахи, надевавшиеся непосредственно на тело, составляли одну из неотъемлемых частей женского костюма крестьян Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв. В зависимости от покроя в области плечевого пояса женские рубахи можно подразделить на следующие типы: туникообразные, поликовые, со слитны ...
Взаимосвязь методических принципов
Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и ...
Воображение и творчество
Воображение неразрывно связано с творчеством в той или иной степени проявления последнего. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Без богатого воображения любая творческая деятельность человека была бы невозможной ...