Новое в педагогике » Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства » Развитие воображения у младших школьников

Развитие воображения у младших школьников

Страница 1

У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения.

К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро, воображение представлено в двух основных формах: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана её реализации.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет ещё одну - аффективно-защитную роль, предохраняя растущую и легкоранимую, ещё слабозащитную личность ребёнка от тяжёлых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и образное разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями.

У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Первый, начальный, этап в развитии воображения у детей можно отнести к 2,5-3 годам. Именно здесь воображение как непосредственная, непроизвольная реакция начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребёнком своего "Я", его внутреннего отделения от других людей и совершаемых им самим поступков.

На первом этапе развития воображение связано с процессом опредмечивания образа действием. Через этот процесс ребёнок научается управлять своими образами. изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать своё воображение. Однако планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий он ещё не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

Аффективное воображение у детей в возрасте от 2, 5-3 до 4-5 лет развивается по другой логике. Первоначально отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных сказок. Вслед за этим ребёнок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его "Я". Наконец, на третьем этапе развития этой функции эмоционально и нравственно неприемлимые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным.

В воображении детей младшего школьного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: "Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает". Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

Приступая, например, к рисованию, дети часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня - в большой пароход и т.д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Коммуникативный метод – средство обучения говорению
Мы исходим из сложившегося в методике понятия метода как совокупности принципов. Первым, кто сформулировал это, был Б. В. Беляев. Основными признаками метода обучения, на наш взгляд, являются следующие. 1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижен ...

Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего ...

Одаренность как проблема
В психологической литературе одаренность трактуется как система способностей (рис. 3). Рис. 3. Система способностей. Из рис. 3, видно, что высший уровень способностей (гениальность) складывается из общих (общая одаренность) и специальных (талант) способностей. На рис. 4 показана последовательность ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru