У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения.
К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро, воображение представлено в двух основных формах: как порождение некоторой идеи и как возникновение плана её реализации.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет ещё одну - аффективно-защитную роль, предохраняя растущую и легкоранимую, ещё слабозащитную личность ребёнка от тяжёлых переживаний и душевных травм. Благодаря познавательной функции воображения ребёнок лучше узнаёт окружающий мир, легче и эффективнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная функция воображения выражается в том, что через воображаемую ситуацию могут происходить разрядка возникающего напряжения и образное разрешение конфликтов, которые трудно снять реальными практическими действиями.
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Первый, начальный, этап в развитии воображения у детей можно отнести к 2,5-3 годам. Именно здесь воображение как непосредственная, непроизвольная реакция начинает превращаться в произвольный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребёнком своего "Я", его внутреннего отделения от других людей и совершаемых им самим поступков.
На первом этапе развития воображение связано с процессом опредмечивания образа действием. Через этот процесс ребёнок научается управлять своими образами. изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать своё воображение. Однако планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий он ещё не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.
Аффективное воображение у детей в возрасте от 2, 5-3 до 4-5 лет развивается по другой логике. Первоначально отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных сказок. Вслед за этим ребёнок начинает строить воображаемые ситуации, которые снимают угрозы его "Я". Наконец, на третьем этапе развития этой функции эмоционально и нравственно неприемлимые качества начинают приписываться другим людям, а также предметам и животным.
В воображении детей младшего школьного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: "Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает". Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.
Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.
Приступая, например, к рисованию, дети часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня - в большой пароход и т.д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.
Смотрите также::
Фазы и этапы развития креативности
Становление творческого потенциала ребенка может осуществляться несколькими путями. Один из них – естественный – развертывание генетической программы организмы, другой – создание специальных условий, которые могут способствовать пробуждению и развитию творческих способностей. Причем, творческие спо ...
Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации
художественного произведения
На втором этапе эксперимента экспертной комиссией было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста комиссия руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художе ...
Опыт деятельности по профориентации школьников Красноярского краевого
центра профессиональной ориентации молодежи
Практика показывает, что развернуть профориентационную работу с молодежью в должном объеме возможно только совместными усилиями органов образования, учебных заведений, предприятий, организаций и государственных учреждений. Одним из таких государственных учреждений, основная деятельность, которого н ...