Новое в педагогике » Социальная ответственность педагогов

Социальная ответственность педагогов

Страница 2

Не так давно появился термин "европейское измерение в образовании", под которым понимают опыт, стимулирующий новые ориентации в образовании, призванные формировать человека, исповедующего терпимость, плюрализм, ценящего культурное наследие сообщества, готового и способного к активному улучшению условий жизни. Ответственность — неотъемлемое свойство личности в ряду названных качеств.

Конечно, всякая духовная практика требует волевых усилий и опыт ответственного поведения приобретается нелегким путем. Но иначе отвечать на вызовы современности не представляется возможным. В нынешнее время главным источником их возникновения в педагогической сфере является образовательная политика, реформы, проводимые "сверху", без участия широкой педагогической общественности. Инновации в образовании зачастую носят поверхностный, фрагментарный, недостаточно продуманный характер, в малой степени ориентированы па человека и его потребности, чреваты затяжными негативными последствиями. Подчеркнем, что речь идет не столько о самих новшествах, сколько о способах их воплощения. Сюда правомерно отнести и образовательные стандарты, и профильное обучение, и ЕГЭ, и предстоящий переход национальной системы высшего образования на двухуровневые программы и квалификации (болопский процесс) и др. Ныне действующие стандарты школьного образования во многом сохраняют дореформенную сциентистскую ориентацию. Перечень профилей для старшей ступени средней школы чрезмерно узок и не отвечает современным социокультурным реалиям. Введение ЕГЭ противоречит идее личностно ориентированного образования. Болопская модель подготовки специалистов угрожает утратой такой национальной особенности российского образования, как его фундаментальность.

Перечисленные модернизационные проекты вызывают общую неудовлетворенность и даже обеспокоенность, и этот список можно продолжить. Главная причина слабости процесса реформирования образования в России, с нашей точки зрения, кроется в реальной направленности образовательной реформы, вступившей в противоречие с ранее провозглашенным курсом, получившим документальное закрепление. В настоящее время в среде широкой, в том числе научной и управленческой, общественности получил распространение взгляд на образование как на важнейшее условие экономического расцвета страны. Бесспорно, от экономики зависит многое. Вместе с тем нельзя не согласиться с В.М. Межуевым в том, что жесткая прагматизация задач образования, превращение его в средство только экономического развития весьма опасны. Реформы (и социальные, и образовательные как их неотъемлемая часть), построенные на чисто экономических принципах, обречены па неудачу. Технократическая концепция российских реформ не учитывает того значения, которое имеет развитие общества и человека, их деятельности для социального обновления. Ведь реформы не самоцель, а средство для раскрепощения человека, поэтому личностное измерение должно стать доминирующим в них. Основания для этого — в цивилизационном опыте человечества. В противном случае правильные слова о генеральной линии реформирования отечественного образования так и останутся на бумаге (подобное уже не раз случалось в нашей истории), а в реальной педагогической практике подлинного поворота к гуманизации не произойдет, что будет равнозначно отказу от процессов модернизации,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Культура самообразования и самовоспитания учителей
Одним из условий совершенствования культуры будущего учителя является самообразование и самовоспитание, так как это не только развитие специальных знаний, умений и качеств, но и совершенствование профессионально значимых качеств личности (нравственно-эстетических, моральных, особенностей психически ...

Виды контроля
Контроль знаний, умений и навыков обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний. Учитель получает также сведения о характ ...

Специфика учебного диалога
В ценностной картине развития мира одну из основополагающих ролей играет общение, а диалогичность является свойством исторического и культурного развития общества. Именно поэтому теория диалога неразрывно связана с развитием различных сфер общественной жизни. Исследователи указывают на то, что уже ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru