Учителю необходимо всегда знать, как продвигаются его ученики в области грамматики правописания. Этому помогает ведение учителем учёта ошибок в письменных работах. В своей учетной тетради учитель отводит для наиболее слабых учеников страничку или несколько страничек. Он регулярно отмечает на этих страничках ошибки учащихся, допущенные ими в письменных работах.
Такие записи дают учителю возможность следить за орфографическим развитием учащихся, предлагать некоторым индивидуальные задания как для классной, так и для домашней работы, дифференцированно помогать им.
Ученики самостоятельно должны работать над преодолением ошибок в письменных работах. С этой целью дети не только выписывают свои ошибки в тетради, но и ведут в какой-то мере их учет, а главное — работу, способствующую преодолению ошибок. Через известный промежуток времени учитель во время фронтальной работы с классом или во время опроса данного ученика предлагает написать нужные слова, разобрать их правописание и т. д. Подобная работа детей.
В конце определенного отрезка учебного времени (четверти, полугодия, учебного года ) учитель может делать более полный анализ недочетов в работах учащихся. Он выписывает типичные ошибки учащихся, благодаря чему получается цельная картина успеваемости каждого ученика и всего класса за тот или другой период. Классификация ошибок при этом может быть проведена в соответствии с правилами, изученными детьми.
Учителю очень важно разобраться в причинах ошибок учащихся. Причины ошибок учащихся разнообразны. Их можно в основном свести к следующему:
1) ученик не знает правила;
2) правило знает, но не умеет его правильно использовать при письме;
3) смешивает правила;
4) допускает ошибки, потому что не понимает смысла того, что пишет;
5) неправильно слышит или произносит отдельные звуки речи, не умеет контролировать себя.
В связи с учетом знаний учащихся по грамматике и навыков правописания находится оценка их успеваемости по русскому языку. В начальных классах выставляется одна оценка по русскому языку, для определения которой решающую роль играет умение грамотно писать.
Оценка письменных работ, кроме диктантов, изложений и сочинений, должна производиться на основании следующих критериев: учитываются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но также и ошибки в употреблении слов, в согласовании, управлении и в расположении слов в предложениях, ошибки в содержании, в плане или в построении целого; учитывается также объем написанного учеником текста.
ольшое значение имеют уроки разбора письменных работ учащихся.
Структура этих уроков может быть различной в зависимости от характера контрольной работы. При анализе диктанта учитель сначала не раздает детям их тетрадей, чтобы не отвлекать внимание детей от коллективной работы. Работа идет над типичными для учащихся данного класса ошибками.
Учитель (или ученик по вызову учителя) записывает на доске, а все дети в тетрадях слова или предложения, в которых большинство из учащихся класса допустили ошибки; устанавливается, как следует писать то или иное слово и почему; вспоминаются правила правописания. Таких "типичных" ошибок в классе бывает обычно не очень много, и учитель в течение урока их проанализирует с учащимися. Очень хорошо, если учащиеся на таком уроке смогут составить и записать составленные ими предложения, словосочетания или же слова, аналогичные тем, что проанализированы на уроке.
Смотрите также::
Значение использования средств новых информационных технологий и традиционных
ТСО в обучении
Современное общество вступило в информационный век. В настоящее время в каждой школе имеются компьютеры, где на занятиях информатики происходит ознакомление учащихся с новыми информационными технологиями, в процессе которого учащиеся приобретают первоначальные знания и навыки работы со средствами н ...
Развитие образного мышления
Развитие образного мышления означает переход человека на более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с тем уровнем, на котором он раньше находился. Одной из наиболее известных теорий развития мышления человека является теория, разработанная Ж. Пиаже. Развитее образного мышления мо ...
Обучение аутичных детей в условиях Центров коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
Существует целый ряд учреждений, куда могут быть помещены дети с аутизмом: ● дошкольные центры по уходу за детьми в дневное время ● центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) ● медицинские дневные центры ● психиатрические дневные стационары ● спе ...