Новое в педагогике » Процесс развития диалогической речи детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении » Особенности развития диалогической речи в дошкольном возрасте

Особенности развития диалогической речи в дошкольном возрасте

Страница 4

По словам Н.И. Жинкина, внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Он писал, что при передаче сообщения в мозг вводятся два вида информации: а) о предметах и явлениях окружающего мира; б) о правилах языка, на котором это сообщение подается. Последний вид информации вводится в неявной форме, поскольку правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т.е. через речь.

Итак, в основе речевого общения лежит диалог. Лингвисты характеризуют диалог как наиболее простую и доступную форму речи, они указывают, что в диалоге используются простые синтаксические и грамматические конструкции, относительно ограниченный словарь.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

Лингвисты характеризуют диалог как наиболее простую и доступную форму речи, они указывают на то, что в диалоге используются простые синтаксические и грамматические конструкции, относительно ограниченный словарь. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, выражения, реплики. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой – либо ситуацией. Связность диалога обеспечивается взаимодействием двух собеседников. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается взаимодействием двух собеседников. Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.

В диалоге могут быть представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, дать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

А.Р. Лурия выделяет следующие особенности диалогической речи:

отвечающий на вопросы уже знает, о чем идет речь;

отвечающий и спрашивающий знают ситуацию, что определяет их речевое высказывание;

участник беседы имеет полную возможность включить в нее наряду с языковыми компонентами, выражаемыми в грамматических структурах, еще и ряд внеязыковых компонентов (мимика, жесты, средства интонации и др.), т.е. невербальные средства общения;

в диалоге прослеживается значительная грамматическая неполнота.

Все это определяет особенности грамматической структуры устной диалогической речи. Каждое высказывание характеризуется предметно – смысловым содержанием, которое различно в разных сферах речевого общения.

В отличие от монологической речи, диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Ф.А. Сохин указывает, что главным показателем произвольности, осознанности построения высказывания является способность отбора языковых средств, наиболее точно соответствующих выраженному в речи содержанию. Поэтому в целях формирования связности речевых высказываний необходимо обогащать речь детей сложными синтаксическими структурами; необходимо добиваться усвоения детьми синонимических рядов, многозначности слов, средствами выразительности речи и др. Важными средствами звуковой выразительности речи является тон, тембр, паузы, разные типы ударений, интонационный рисунок высказывания. Эта работа необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию. Точность словоупотребления должна обеспечиваться пониманием и осознанностью использования того или иного речевого оборота или речевого клише. Все вышеназванные положения приводят к выводу о том, что в детском саду следует проводить этимологическую работу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Смотрите также::

Сущность оценки и отметки. Процесс порождения отметки
Ш.А. Амонашвили замечает, что в специальной литературе до сих пор не дано четкого определения оценки и отметки, не проведена грань между этими двумя понятиями. Часто они используются как идентичные понятия. «Разграничение сути понятий «оценка» и «отметка» нам представляется крайне важным для более ...

Роль изучения элементов математического моделирования в курсе математики 5-6 классов
В литературных источниках отмечается использование моделирования в обучении математике как средства познания и осмысления нового знания, выделяются его виды, отмечаются условия, необходимые для его форми­рования (Л. М. Фридман, В. В. Давыдов, С. И. Архангельский, О. Б. Епишева, В. И. Крупич, Л. С. ...

Развитие дошкольного образования в послевоенные годы и в период развитого социализма
В первые послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные фашистами дошкольные учреждения и теперь последовательно решались задачи укрепления их материальной базы, повышения уровня педагогической работы, улучшения подготовки кадров. Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru