Политика занятости является одним из ведущих направлений социальной политики государства. На федеральном уровне регулируется законом "О занятости населения в Российской Федерации", законодательством о труде и издаваемыми в соответствии с ним другими актами, а также коллективными договорами и соглашениями.
Государственная политика занятости – это научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда, имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах Федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и в населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти. Она направлена на соблюдение конституционных прав граждан в области труда. Государственная политика занятости включает комплекс экономических, социальных, правовых мер осуществляется через государственные, республиканские, межреспубликанские, региональные программы занятости.
Функциональная роль политики занятости сводится к обеспечению рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости (независимо от форм хозяйствования), регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержанию занятости на максимально возможном уровне; регулированию отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечению средствами существования лиц, не имеющих работы. В России политика занятости направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы и оказание социальной помощи безработным.
Молодёжь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию, вопросы контролирования и помощи которой являются проблемами государственной политики. Обычно безработица среди молодежи выше, чем среди взрослого населения. По данным исследований, уровень безработицы среди населения в возрасте от 15 до 24 лет в России составлял в 2004 году 17,5%. Взвешенная политика в отношении молодежи, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к требованиям жизни определяет общую ситуацию с занятостью на рынке труда. Государственная политика занятости молодежи должна быть направлена на обеспечение занятости молодежи, путем снижение уровня безработицы через предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних, на повышение уровня доходов и конкурентоспособности молодежи на рынке труда, а так же на рост ее деловой активности.
В основном государственная политика занятости молодежи осуществляется через государственную службу занятости населения, а так же другие структуры, созданные для реализации ее целей: центры профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, учебные центры, бизнес-инкубаторы или социально-деловые центры и информационно-консультационные центры. Проводятся ярмарки вакансий для молодежи, оказывается содействие предпринимательской деятельности молодых людей, квотируются для них рабочие места. Большое внимание уделяется созданию специализированных рабочих мест для несовершеннолетних, в том числе в летний и осенний периоды.
Одной из наиболее успешных программ по содействию занятости молодежи являлась программа «Молодежная практика», «целью которой является расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков». Служба занятости, совместно с работодателями организует временные рабочие места для безработной молодежи. По возрастным категориям распределение среди участников эксперимента следующее: 14 - 15 лет - 1,7%, 16 - 17 лет - 17,2%, наибольшее число среди участников составляет безработная молодежь в возрасте 18 - 24 лет (71,5%), на долю молодежи в возрасте 25 - 26 лет приходится 9,6%. Еще одна программа «Первое рабочее место» рассчитана на выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в возрасте от 18 до 20 лет. Трудоустройство осуществляется только по приобретенной или смежной профессии. Программа "Успех" рассчитана на молодежь старше 18 лет и направлена на поддержание молодежного предпринимательства. «Программа включает в себя следующие пункты: психологическое тестирование для выявления способностей к предпринимательству; бесплатное обучение на курсах "Основы предпринимательства"; обучение профессиям, позволяющим организовать собственное дело (парикмахер, портной, обувщик, косметолог и т.д.); оплату первоначальных расходов на регистрацию собственного дела». Одним из приоритетных направлений является организация общественных работ. Эта достаточно эффективная мера в системе обеспечения занятости молодежи в период временной безработицы.
Смотрите также::
Контроль как важнейшее звено процесса обучения
В подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, прежде всего мышления. В этом возрасте мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и других познавательных процессов. Возн ...
Общая характеристика гибкости как физического качества человека
«Гибкостью» в применении к физическим качествам человека принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственны ...
Предматематика
как теоретическая основа начального обучения математики
Традиционно в качестве основ обучения принимали соответствующие математические теории в завершенном виде. Однако завершенная, дедуктивно построенная математическая теория не может служить теоретической основой начального обучения математике. Игнорирование этого факта может привести к недооценке осо ...