Новое в педагогике » Православная педагогика » Возникновение и развитие православной образовательной деятельности в России

Возникновение и развитие православной образовательной деятельности в России

Страница 2

Школьное образование и церковно-монастырское просвещение, в том числе с помощью литературного слова, постепенно начали оказывать влияние на практику семейного воспитания в России, преображая ее новозаветными мотивами любви к ближнему. Традиции устроения христианской семьи и воспитания в ней детей сами становятся средством воспитания, неотъемлемой частью ценностей русского общества. Это, прежде всего, отношение к браку как к духовному единению; понимание любви между супругами как сострадания, милосердия без приоритета чувственных оттенков; иерархичность устроения семьи; взаимодополняемость отцовского и материнского воспитания; духовная опека над детьми в силу осознания ответственности за них как в жизни вечной, так и на земле; обязанность отца охранять нравы дома; страх Божий как основа воспитания и т.д.

Вплоть до конца XVII века развитие российского образования происходило в контексте религиозного миросозерцания, опираясь на христианско-православную традицию. Учение представлялось не обучением и воспитанием, а духовным возрастанием человека, совершающимся под руководством Церкви.

XVIII век стал временем усвоения западноевропейской культуры, развития светского мировоззрения – секуляризма, отрывавшего постепенно российское культурное самосознание от традиционного религиозно-церковного мировоззрения.

В начале XIX века, после столетнего периода увлечения идеей профессиональной, светской школы, начавшегося с петровских реформ, вновь значительная роль в организации отечественного образования стала отводиться духовенству, соответственно возросло количество церковно-приходских школ. Образовательная политика государства выстраивалась в то время на триаде С.С. Уварова «Православие. Самодержавие. Народность». «Православие» рассматривалось как основа нравственности, морально-этических, культурных устоев, исторически сложившихся в политической и общественной жизни России, отвергающая любое проявление сектантства, ведущее к дестабилизации и расколу в российском обществе. «Самодержавие» отождествлялось с понятием государственности, т.е. с уважением и почитанием власти. Определяя понятие «Народность», С.С. Уваров рассматривал его, с одной стороны, как синоним равноправия исторического народа в среде других таких же, а с другой – как показатель индивидуальности, несхожести, своеобразия как постоянной величины, не подверженной прогрессистским изменениям.

В это время философы-славянофилы высказывают в своих трудах идею функционирования в стране русской национальной школы, тесно связанной с духовными ценностями православной культуры и Церковью. Данная идея была научно обоснована в творчестве К.Д. Ушинского, поддержана государственными деятелями, в том числе К.П. Победоносцевым, удачно реализована на практике, прежде всего С.А. Рачинским.

После революции церковная школа в России была упразднена, Церковь законодательно отделили от школы. Однако идея церковной школы «обучающего воспитания» свое дальнейшее практическое воплощение и научно-педагогическое обоснование получила в среде русской эмиграции, в частности в трудах профессора протоиерея Василия Зеньковского.

Таким образом, рассматривая православную педагогику как часть духовной и социально-педагогической практики российского общества, необходимо отметить, что православная религия и культура были опосредованы в ней путем создания церковной школы, функционирующей в соответствии с идеей «обучающего воспитания» и ориентированной на духовно-нравственное развитие личности, организацией взаимодействия образования с церковно-монастырской культурой, формирования определенных традиций и норм взаимоотношений в семье, в школе, в Церкви (духовное наставничество), а также их взаимовлияния.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства
Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. До нас дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из гробниц Древнего Египта ...

Формы организации учебного процесса в вузе
Современная система педагогических технологий юридического образования характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированной. Таким образом, ведущая цель диверсификации правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умен ...

Пути формирования диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции образовательных областей
Цель: разработать систему мероприятий, способствующих развитию диалогической речи детей дошкольного года в процессе интеграции образовательных областей и определить её эффективность. По результатам первичного обследования дошкольники, посещавшие две разные группы, были поделены на две равнозначные ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru