Новое в педагогике » Лабораторный практикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся » Использование метода беседы для развития самостоятельности учащихся на уроках ботаники в v классе

Использование метода беседы для развития самостоятельности учащихся на уроках ботаники в v классе

Страница 2

Применяя метод беседы при изучении материала "Средней сложности, следует предусмотреть ряд условий.

Первое условие — целенаправленность проводимой беседы. Учитель должен четко себе представлять цель беседы, представлять, на что нужно направить внимание школьников для достижения этой цели. В одних случаях важно сосредоточить внимание учащихся на воспроизведении ранее пройденного материала, необходимого для восприятия нового, изучаемого. Например, для понимания сущности роста корня учащиеся должны вспомнить Процесс деления растительной клетки, а при изучении минерального питания растений им понадобятся знания о внешнем и внутреннем строении корня, о корневом делении.

В других случаях необходимо сосредоточить внимание учащихся на лучшем запоминании изучаемого материала. Например, при изучении процесса дыхания растений внимание учащихся должно быть сконцентрировано на свойствах газов, газообмене при дыхании, агротехнических приемах, проводимых человеком в целях улучшения аэрации почвы, и т. д.

Второе условие — использование для беседы интересных фактов, результатов опыта или эксперимента, демонстрации натуральных объектов — факторов, способствующих эмоциональному настрою представить ранее изученное, найти логические связи с изучаемым, сделать необходимые выводы.

Третье условие — постепенное усложнение вопросов беседы, направленное на более самостоятельное оперирование знаниями. Реализуется это условие при соблюдений первых двух путем постановки перед учащимися вопросов, требующих от ученика более сложных умственных действий. Для этого следует из урока в урок увеличивать число вопросов, требующих для ответа не репродуктивных знаний, а продуктивного мышления. При этом следует усложнять и приемы, активизирующие умственную работу ученика, и уменьшать помощь со стороны учителя.

Демонстрируя вытяжку хлорофилла, полученную при, изучении внутреннего строения листа, учитель задает вопрос: что это за вещество, из каких клеток оно получено? (Актуализация ранее приобретенных знаний )

Демонстрируя проросток фасоли, выращенный на свету, и проросток, выращенный без света, учитель задает вопрос: какие условия нужны для образования хлорофилла? (Самостоятельное установление причинно-следственных связей по результатам опыта.)

Как определить наличие крахмала в листьях? (Умозаключение.)

Почему не образовался крахмал в белых полосках хлорофитума? (Объяснение и установление причинно-следственных связей.)

Почему не оказалось крахмала в листе растения, простоявшего в темном помещении несколько дней? Куда он мог исчезнуть за это время? (Объяснение и установление причинно-следственных связей.)

Какие условия необходимы для образования в листьях крахмала? (Обобщение знаний.)

Что произойдет, если на срез клубня картофеля нанести каплю йода? (Оперирование знаниями.).

Как перемещается образовавшийся в листьях крахмал в другие органы растения? В каком виде он перемещается? На что расходуется крахмал, образовавшийся в листьях растения? (Оперирование знаниями).

При проведении поисковой беседы по указанным выше вопросам обеспечивается высокая познавательная самостоятельность учащихся, их активность, отмечается понимание и запоминание сложного материала урока.

При изучении темы «Стебель» учитель имеет возможность так спланировать проведение беседы, чтобы пятиклассники приводили доказательства, обоснования, собственные умозаключения. Например, на уроке «Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю» можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы.

Какие органические вещества входят в состав семян? Как это можно установить?

Чем можно объяснить наличие крахмала в семенах?

Где образовался крахмал?

Как он переместился по растению?

Где содержится запас питательных веществ?

Как определить, по какому слою стебля перемещаются органические вещества?

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению
Всему миру известны великолепные живописные миниатюры мастеров Федоскина, Палеха, Мстёры . Изящные, разнообразные по форме шкатулки, ларцы, табакерки, игольницы, бисерницы уже не одно столетие радуют любителей и знатоков декоративно-прикладного искусства. Но не все знают, что многие эти предметы, п ...

Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важ ...

Детское эстрадное творчество
С первых шагов Советской власти в области искусств были приняты меры, чтобы создать зрелища для детей. Театрально-музыкальная секция Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, возникшая в начале 1918 года и возглавлявшаяся П. М. Керженцевым, уже имела детский отдел,. Первые мероприятия эт ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru