В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое воспитание и обучение, в том числе средствами искусства. Оно играет важнейшую роль в гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения подростков к учебе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.
Декоративно-прикладное искусство - это обширная область искусств, которая служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного начала. Произведения декоративно-прикладного искусства наряду с делением их по практическому назначению (утварь, мебель, ткани, орудия труда, одежда и т.д.) классифицируются по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль) и по технике выполнения (резьба, роспись, чеканка, инкрустация, мозаика и т.д.) Благодаря соединению техники, технологических приемов обработки материалов с художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и выразительность предмета.
В школьных занятиях декоративно-прикладным искусством заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Так в процессе занятий различными видами декоративно-прикладного искусства органически сочетаются и связываются задачи эстетического и трудового воспитания школьников.
Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства, используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьников.
В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по различным дисциплинам. Занятия декоративно-прикладным искусством должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и трудового обучения, физики и химии. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области ботаники, биологии, истории, литературы и других учебных дисциплин.
Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов декоративно-прикладного искусства требованиям школьной гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах. Непременным условием является также доступность материалов и малое количество инструментов, применяемых для создания изделий.
Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. В школах, находящихся в районах распространения народных художественных промыслов, учащиеся на уроках трудового обучения изучают традиционные приемы художественной обработки материалов, свойственные своему краю. Благодаря содружеству школ и предприятий художественной промышленности в этих местах учащиеся с раннего возраста находятся в тесном общении с народным искусством (изучают его богатейшие традиции), в интересном, увлекательном творческом процессе, который лежит в основе обучения, приобретают рабочую профессию. Приток молодых сил в свою очередь дает возможность художественным комбинатам постоянно расширять производство, совершенствовать и развивать традиции народных художественных промыслов. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою профессию с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные ими на занятиях, повысят их культурный уровень, расширят кругозор, окажут существенную помощь в работе по выбранной специальности.
Важным звеном в трудовом и эстетическом воспитании учащихся общеобразовательных школ средствами декоративно-прикладного искусства являются внеурочные занятия внеклассная и внешкольная работа так считают следующие педагоги: Я.А. Каменский, Дж. Локк, В.В. Сухомлинский, И.П. Волкова и другие.
Занятия в кружках позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведет в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом свободное от работы время.
Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.
Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому руководители кружков обязательно должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.
Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному.
В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.
Гипотеза – при правильном планировании и организации внеклассной работы по трудовому обучению решаются актуальные на сегодняшний день проблемы развития творческих способностей младших школьников.
Объект: учащиеся младших классов.
Предмет: система методов и приемов работы в кружке.
Задачи:
Изучить историю вопроса.
Выявить ряд педагогических условий, при которых возможно развитие творческих способностей младших школьников и формирование у младших школьников внимательного, ответственного, заинтересованного отношения к внеклассным занятиям по труду.
Познакомиться с опытом работы учителей по данному вопросу.
Подобрать ряд материалов, изделий, которые помогли бы развивать творчество младших школьников при организации внеклассных занятий по труду.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез;
- эмпирические: наблюдение.
Организация работы:
Работа велась в течение 1 года.
На первом этапе (октябрь - ноябрь) изучалась психолого-педагогическая, методическая литература, опыт учителей по данной проблеме.
На втором этапе (декабрь - январь) изготавливались образцы для приложения.
На третье этапе (февраль - март) материал анализировался, формировался в виде дипломной работы.
Практическая значимость – обоснование педагогических условий, при которых возможно осуществление созидательных возможностей личности, реализации ее общего и творческого потенциала; разработан цикл занятий и заданий, образцы, технологические карты, дидактические игры.
Материал дипломной работы может быть использован при организации кружковой работы с младшими школьниками учителями, студентами-практикантами, руководителями кружков детского творчества.
Работа представлена на … страницах печатного текста. Состоит из введения, 3 глав, заключения, литературы и приложения.
1 глава знакомит нас с Историей развития вопроса в работах педагогов. В ней рассмотрены взгляды зарубежных представителей педагогики, развитие вопроса в России, сущность индивидуально-личностного взаимодействия, развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности, методы развития творческих способностей у детей.
2 глава раскрывает внеклассную работу по труду из опыта работы квалифицированных педагогов. В ней рассмотрены следующие виды работ: вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства, аппликация из соломы, мозаика – один из видов монументально-декоративного искусства, работа с папье-маше на внеклассных занятиях по трудовому обучению.
В 3 главе раскрыты методы, используемые на занятиях, приведены конспекты занятий, подобраны рекомендации и методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет
В заключении подводится обобщение вышеизложенного материала.
К работе прилагается список литературы, состоящий из 28 источников по данному вопросу.
Приложение представлено в виде поделок.
Смотрите также::
Игра как вид обучающей деятельности
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результато ...
Ошибки и оговорки в речи спортивных комментаторов
Ни для кого не секрет, что во время спортивных репортажей в речи комментаторов встречаются различного рода оговорки, некоторые из них потом становятся крылатыми фразами. Да и сам стиль комментирования способен создать у человека определенное представление о личности комментатора и определенное отно ...
Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...