Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина:
1) область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции;
2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;
3) подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции;
4) деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций.
Профессия существует в виде множества трудовых постов или должностей. Существует множество классификаций профессий, строящиеся на различных основаниях: по отраслям народного хозяйства, по степени развития психофизиологических функций, по степени тяжести и т.п. В Российской Федерации в 1996 году создан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Кроме того, существует Международная стандартная классификация профессий, созданная совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ.
Следующими понятиями, связанными с понятием профориентации, являются понятия «оптация» и «оптант». Оптация – это принятие решения о выборе пути профессионального развития, тогда, соответственно, оптант – это человек, принимающий такое решение. В практике профориентологов понятие «оптант» определяется как не просто человек, выбирающий свой дальнейший профессиональный путь, а именно старшеклассник.
Профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Детерминацию профессионального развития можно представить следующим образом: во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные. Существует множество классификаций стадий профессионального становления личности. Рассмотрим классификацию, предложенную Зеером Э.Ф., он выделяет семь стадий:
1. Аморфная оптация (0 – 12 лет), основными психологическими новообразованиями являются: профессионально ориентированные интересы и склонности;
2. Оптация (12 – 16 лет): профессиональные намерения, выбор профессионального образования и подготовки, учебно-профессиональное самоопределение;
3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года): профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду;
4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет): освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества;
5. Первичная профессионализация: вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом;
6. Вторичная профессионализация: происходит повышение квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности;
7. Профессиональное мастерство: переходят работники, которые обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации.
Как можно заметить, профессиональное становление личности проходит через всю жизнь человека. Каждый этап становления характеризуется появлением у человека, каких – либо новообразований, связанных с трудом и профессиональной деятельностью.
Еще одним не мало важным понятием является понятие «профессиональной пригодности». Профпригодность – это соответствие личностных хврвктеристик обследуемого требованиям прфессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью. К основным компонентам профессиональной пригодности можно отнести гражданские качества, отношение к труду профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а так же навыки, знания и опыт.
Кроме того, важную роль при профессиональной ориентации молодежи играют профессиограммы. Профессиограмма – характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а так же противопоказаний по состоянию здоровья. Она дает возможность определить профессиональную пригодность человека, а так же дает возможность оптанту больше узнать о профессии, и соответственно, снижает шанс сделать неправильный выбор. Она направлена на создание целостного восприятия содержания и особенностей конкретного вида труда.
Существует множество понятий профессиональной ориентации. Например, Зеер Э.Ф. дает несколько определений этому понятию:
- это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества;
Смотрите также::
Нормы отчета о продвижении школьников в учении и развитии
В обучении на содержательно-оценочной основе сложились специфические нормы отчета педагога об успехах школьников перед родителями и руководством школы. Смысл отчета в том, чтобы представить картину о процессе формирования личности школьника, дать содержательную характеристику усвоенных школьником з ...
Общее и особенное в генезисе воспитания и школы
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Э ...
Перечень и описание модульных блоков
Таблица №2 Название описание модульных блоков Используемое оборудованные инструменты МБ№1. Основы использования ПК. Изучаются основные узлы ПК и переферийного оборудования, правила технической эксплуатации ПК, основы работы с ПК, организуется рабочее место, выполняются основные операции по использо ...