Сложившаяся к 1967 г. структура школьного исторического образования выглядела следующим образом:
4 класс Эпизодические рассказы по Отечественной истории 2 часа
5 класс История Древнего мира 2 часа
6 класс История Средних веков 2 часа
7 класс Истории СССР древних времен до конца 18 века 2 часа
8 класс Новая история часть I. История СССР XI X века. 2 часа
9 класс Новая история часть 11. История СССР XX века до 1937 г. Новейшая история часть I. З часа
10 класс Истории СССР с 1938 года до настоящего времени. Новейшая история часть 11. 4 часа
Данная структура исторического образования сохранялась до 1993 года. На уроки истории в общеобразовательной школе отводилось 18 часов в неделю, 612 часов в год (313 часов - история Отечества; 299 - всеобщая история). Модернизация содержания школьного исторического образования 1960-х -первой половины 1980-х гг. была завершена реформой 1984г. (« Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы»). Вновь вводилась структура одиннадцатилетней школы; устанавливалось обучение детей с шестилетнего возраста; пересматривались программы в плане повышения их научного уровня.
Инновационным моментом реформ выступало введение обучения компьютерной грамотности. Кроме того, идея 1920-х - 1950-х гг. о получении учащимися профессии в условиях общеобразовательной школы вновь возвращалась к обсуждению и частичному ( иногда формальному) внедрению в практику образовательно-воспитательного процесса в школе.
Направленность реформы школы 1984 г. на дидактические приемы, активизировавшие самостоятельность школьников в учебном процессе, повышающих воспитательную роль обучения, интенсифицирующих урок, вводящих в образовательный процесс эффективные методики, создавало прочную базу для развивающего обучения. В этом же направлении работала научно-исследовательская мысль крупных научных центров страны- Института содержания и методов обучения( Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер и др. разрабатывали вопросы проблемности обучения и развития исторического мышления учащихся); Московского Государственного педагогического института ( Н.И. Запорожец, А.А.Янко - Триницкая и др. - вопросы познавательной активности, структурно-функционального подхода к отбору материала, приемов и средств обучения).
Однако в СССР к середине 1980-х гг. стали нарастать кризисные явления в системе общественных отношений в целом, что привело к драматическим событиям 1991 г., вызвавшим распад всей советской государственности. Эти явления не могли не затронуть общеобразовательную школу. Фактически в системе школьного образования началась очередная реформа.
Советский период школьного исторического образования представляет собой не только хронологически новый этап развития, но этап, когда структура, содержание и сам характер постановки системы преподавания истории качественно изменились. И здесь необходимо автор выделил бы целый комплекс обстоятельств:
1.Новую государственную политику, ориентированную на формирования марксистского мировоззрения в общественном сознании.
2.Развитие исторического образования в советский период происходило на определенной исторической дистанции от мирового опыта. Однако его нельзя рассматривать в отрыве и только в сравнительном плане. Вопрос о наследии преподавания истории в данный промежуток времени требует учета завоеваний науки в контексте общего состояния образования.
3.На исторической дистанции советского периода система школьного исторического образования имела свои внутренние этапы, которые разнятся по своим характеристикам, связываясь со сложностью и многофакторностью образовательного «потока». Выделенная условная периодизация не только связана с изменениями в образовательной политике государства, с качественными различиями господствующих концепций построения учебных планов, программ, но и с теми внутренними, объективно происходящими изменениями, которые являются результатом накопления завоеванного образовательного потенциала, саморазвития системы, что даёт более сложную картину изучаемого процесса.
4.Развитие исследуемой отрасли образования в советский период имело, в отличие от предшествующего времени, специальную государственную программу, направленную на формирования гражданской позиции ( пусть с и некоторыми оговорками), при попытке создания сплошного единого исторического образовательного пространства.
Советская система исторического образования, выработавшая в своей основе унифицированную, адаптивную концепцию прошла в своем развитии путь от разрушения традиционной системы обучения (отказ от предметного преподавания, классно-урочной системы и т.д.) до восстановление утраченных приоритетов в 1930-х - 1950-х гг. С этого периода прослеживаются попытки советской власти поставить школьное историческое образование на прочные методологические рельсы. Что по большому счету ей удалось, т.к. были разработаны общественные концепции развития, которые дали толчок к утверждению научно-методической мысли в деле развития истории как школьного предмета. Социально-политическая ситуация конца 1980-х - начало 1990-х гг., духовные и идеологические изменения породили в российском обществе кризисные явления, разрешить которые должна будет следующая эпоха.
Смотрите также::
Организация социальной работы по формированию здорового
образа жизни у подростков
Зарубежные исследования показали, что после первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Так, например, программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, почти не оказывают влияния на подростков. Сегодня любой из них запрост ...
Опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний,
умений и навыков учащихся
Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбурга Е.В.Бельдина ставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - зрительному вниманию, которое сливается в одну орфографическую задачу. Но в этот период у нее не получилось система ...
Методика работы со словом
Доказано что, богатство словаря - признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе очень большое значение. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитате ...