Новое в педагогике » Унифицированные и адаптивные концепции советской системы школьного исторического образования » Модернизация содержания школьного исторического образования в начале 1960-х - конце 1980-х гг

Модернизация содержания школьного исторического образования в начале 1960-х - конце 1980-х гг

Страница 2

Сложившаяся к 1967 г. структура школьного исторического образования выглядела следующим образом:

4 класс Эпизодические рассказы по Отечественной истории 2 часа

5 класс История Древнего мира 2 часа

6 класс История Средних веков 2 часа

7 класс Истории СССР древних времен до конца 18 века 2 часа

8 класс Новая история часть I. История СССР XI X века. 2 часа

9 класс Новая история часть 11. История СССР XX века до 1937 г. Новейшая история часть I. З часа

10 класс Истории СССР с 1938 года до настоящего времени. Новейшая история часть 11. 4 часа

Данная структура исторического образования сохранялась до 1993 года. На уроки истории в общеобразовательной школе отводилось 18 часов в неделю, 612 часов в год (313 часов - история Отечества; 299 - всеобщая история). Модернизация содержания школьного исторического образования 1960-х -первой половины 1980-х гг. была завершена реформой 1984г. (« Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы»). Вновь вводилась структура одиннадцатилетней школы; устанавливалось обучение детей с шестилетнего возраста; пересматривались программы в плане повышения их научного уровня.

Инновационным моментом реформ выступало введение обучения компьютерной грамотности. Кроме того, идея 1920-х - 1950-х гг. о получении учащимися профессии в условиях общеобразовательной школы вновь возвращалась к обсуждению и частичному ( иногда формальному) внедрению в практику образовательно-воспитательного процесса в школе.

Направленность реформы школы 1984 г. на дидактические приемы, активизировавшие самостоятельность школьников в учебном процессе, повышающих воспитательную роль обучения, интенсифицирующих урок, вводящих в образовательный процесс эффективные методики, создавало прочную базу для развивающего обучения. В этом же направлении работала научно-исследовательская мысль крупных научных центров страны- Института содержания и методов обучения( Н.Г. Дайри, И.Я. Лернер и др. разрабатывали вопросы проблемности обучения и развития исторического мышления учащихся); Московского Государственного педагогического института ( Н.И. Запорожец, А.А.Янко - Триницкая и др. - вопросы познавательной активности, структурно-функционального подхода к отбору материала, приемов и средств обучения).

Однако в СССР к середине 1980-х гг. стали нарастать кризисные явления в системе общественных отношений в целом, что привело к драматическим событиям 1991 г., вызвавшим распад всей советской государственности. Эти явления не могли не затронуть общеобразовательную школу. Фактически в системе школьного образования началась очередная реформа.

Советский период школьного исторического образования представляет собой не только хронологически новый этап развития, но этап, когда структура, содержание и сам характер постановки системы преподавания истории качественно изменились. И здесь необходимо автор выделил бы целый комплекс обстоятельств:

1.Новую государственную политику, ориентированную на формирования марксистского мировоззрения в общественном сознании.

2.Развитие исторического образования в советский период происходило на определенной исторической дистанции от мирового опыта. Однако его нельзя рассматривать в отрыве и только в сравнительном плане. Вопрос о наследии преподавания истории в данный промежуток времени требует учета завоеваний науки в контексте общего состояния образования.

3.На исторической дистанции советского периода система школьного исторического образования имела свои внутренние этапы, которые разнятся по своим характеристикам, связываясь со сложностью и многофакторностью образовательного «потока». Выделенная условная периодизация не только связана с изменениями в образовательной политике государства, с качественными различиями господствующих концепций построения учебных планов, программ, но и с теми внутренними, объективно происходящими изменениями, которые являются результатом накопления завоеванного образовательного потенциала, саморазвития системы, что даёт более сложную картину изучаемого процесса.

4.Развитие исследуемой отрасли образования в советский период имело, в отличие от предшествующего времени, специальную государственную программу, направленную на формирования гражданской позиции ( пусть с и некоторыми оговорками), при попытке создания сплошного единого исторического образовательного пространства.

Советская система исторического образования, выработавшая в своей основе унифицированную, адаптивную концепцию прошла в своем развитии путь от разрушения традиционной системы обучения (отказ от предметного преподавания, классно-урочной системы и т.д.) до восстановление утраченных приоритетов в 1930-х - 1950-х гг. С этого периода прослеживаются попытки советской власти поставить школьное историческое образование на прочные методологические рельсы. Что по большому счету ей удалось, т.к. были разработаны общественные концепции развития, которые дали толчок к утверждению научно-методической мысли в деле развития истории как школьного предмета. Социально-политическая ситуация конца 1980-х - начало 1990-х гг., духовные и идеологические изменения породили в российском обществе кризисные явления, разрешить которые должна будет следующая эпоха.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Календарно-тематическое планирование уроков
Тематическое планирование уроков составлено в соответствии с программными требованиями к трудовому обучению учащихся начальных классов общеобразовательных школ по двухчасовой программе. Специфика практической трудовой деятельности детей младшего школьного возраста такова, что не всегда за 45 минут ...

Сущность содержательно-оценочной основы обучения
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными», — утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определенно в ...

Психологические основы методики обучения чтению
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звукобуквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетич ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru