Подводя итог таблицы 2, следует, что коррекционная работа с детьми I-II-й групп РДА по формированию поведения направлена на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка.
Формирование поведения детей III-IV-й групп РДА происходит через организацию коммуникативного взаимодействия ребенка и взрослого.
Переходя к следующему направлению работы – коррекции эмоциональной сферы (табл. 3), необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии.
Таблица 3
Эмоциональное воспитание |
Программное содержание |
Методические рекомендации |
Пути их реализации | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
- гнев, протекающий в форме аффекта - отвращение (протекающее совместно с гневом) - страх, проявляющийся при реальной или воображаемой ребенком опасности |
- установление положительного эмоционального контакта с ребенком - преодоление негативных реакций на окружающую среду - коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре - обучение ребенка «языку чувств» (т.е. формирование эмоций) - развитие творческих способностей - проведение индивидуальной |
- применение игр, помогающих установить положительный эмоциональный контакт с детьми I-II групп РДА - преобразование механических стереотипных действий в эмоциональную игру. - создание спокойной обстановки - игровые упражнения, рекомендованные для детей III-IV-й групп РДА - развитие инициативы ребенка - обучение приемам выделения изображенной зафиксированной эмоции |
- игры: «Спрятался-появился», «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня», «Спою песенку про…», «Глазки», «Ушки слушают», «Вверх вниз», «Поскачем на лошадке», «Наш дом», «Построим дом» (описание игр в приложении 7) - используются картинки с эмоциональным фоном - игры: «Покажи мне», «Дорисую, чтобы получилось веселое лицо», «Разговор с игрушкой», «Почувствуй чувство»(приложение 8 - прослушивание записей эмоций, умение изобразить, как рычит тигр и т.д. | |||
работы с родителями - применение метода холдинг-терапии (удерживание) для установления эмоционального взаимодействия в семье аутичного ребенка |
- обучение приемам направленным на распознавание интонаций - обучение речевой и поведенческой этике - обучение приемам и способам анализа собственных эмоций - обучение пантомимике; распознавание. воспроизведение, изображение и отгадывание различных походок, движений |
- сопереживание персонажам из сказок, игр - рассматривание собственной мимики перед зеркалом - игры: «Угадай, кто так делает», «Танец», «Пантомима» - как активизация воображения (приложение 8) | ||||
Чтобы обеспечить формирование эмоциональной сферы у аутичного ребенка, взрослый подключается к занятиям ребенка, не предлагая ничего нового, преобразовывает постепенно стереотипные действия в эмоциональную игру. А создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.
Далее рассмотрим следующее направление коррекционной работы – формирование игровых действий, умений (табл. 4). Это важное направление, так как вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с проявлениями аутизма строится на основе игры.
Таблица 4
Формирование игровых действий |
Программное содержание |
Методические рекомендации |
Пути их реализации |
-игра одиночная -игра рядом -игра с кратковременным или долговременным взаимодействием -выясняется наличие игровых действий -обращается внимание на использование игрушки в соответствии с назначением -умение выполнять цепочку действий -определяется насколько тяжело сосредоточиться -обращается внимание на избирательные интересы ребенка -спонтанный интерес ребенка к окружающему миру -преобладают манипуляции с неигровыми предметами -стереотипные действия -игра некоммуникативная |
-установление эмоционального контакта -преодоление негативизма -обучение коммуникативному взаимодействию -включение стереотипий в игровой процесс -обучение выполнению целенаправленных игровых действий с объектами -расширение уровня игровых возможностей -обучение выполнению цепочки игровых действий -развитие координации глаз, рук -расширение знаний об окружающем мире -эмоциональное вовлечение ребенка с помощью игры в освоение бытовых навыков |
-для ребенка I-II групп РДА подбираются задания, не требующие особых усилий, но дающие быстрый эмоционально яркий эффект -используются задания, в которых для достижения результата, ребенку достаточно совершить самое простое действие, а основная работа проводится взрослым -в случае затруднения, упражнение незаметно упрощается -новые способы действия вводятся постепенно, незаметно для ребенка, чтобы у него сохранилось ощущение самостоятельного выполнения работы |
-игры для установления эмоционального контакта с ребенком: игры с пуговицами (перекладывание), игры с водой (разбрызгивание) -игры с использованием протестных действий ребенка: ребенок разбрасывает игрушки - взрослый обыгрывает ситуацию – «Салют», «Дождь». -игры с вовлечением в бытовую жизнь: покормим попугайчика и др. -игры для совершенствования взаимодействия:«Ку-ку»,«Ладушки» -игры для развития координации: «Сложи башню» -игры с игрушками на выполнение цепочки действий: «Угости куклу чаем» игры по ознакомлению с окружающим миром: экскурсии, рисование |
Смотрите также::
Особенности чтения учащихся 2 классов с отклонениями в
речевом развитии
Нарушение чтения у школьников чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях недоразвития речи дети оказываются не в состоянии овладеть чтением в условиях массовой школы. Дети с менее глубоким недоразвит ...
Принцип историзма в обучении математике
Чтобы понять сущность принципа историзма, для начала необходимо рассмотреть историю становления этого принципа в обучении. Вопрос о целесообразности использования элементов истории математики и историко-генетического метода в процессе обучения не является новым. К нему на протяжении 300 лет обращал ...
Сравнение чисел
Сегодня мы продолжим изучать тему прошлого урока "Сравнение чисел". Но сначала проверим, как вы выполнили домашнее задание, которое я вам задавал на прошлом уроке. (номера 974, 978 (а, в, д, ж) и 985) Что у вас получились в номере 974. (проверка по цепочке). а) 0 < 3; б) 0 > - 5; в) ...