Правильно организованная игра помогает снять напряжение у ребенка, положительно тонизирует его, расширяет эмоциональные связи с окружающим.
Последнее направление коррекционной работы, которое звучит как, социально-бытовая адаптация, предоставлено в таблице 5.
Таблица 5
|
Формирование игровых действий |
Программное содержание |
Методические рекомендации |
Пути их реализации |
|
-почти у каждого ребенка полная беспомощность в самообслуживании и низкое владение культурно-гигиеническими навыками -перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен -овладение социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией |
-формирование навыков самообслуживания -воспитание культурно-гигиенических навыков -формирование элементарных бытовых навыков -развитие стойкого интереса к выполняемой деятельности -воспитание уверенности в своих силах |
- сформировать определенный ритуал, для закрепления навыков опрятности -прививаем умение пользоваться ложкой, вилкой -обучение навыкам одевания -организация жизни ребенка по четкому распорядку дня -в процессе обучения у ребенка вырабатывается стереотип поведения |
- использовать игры типа «Кукла Таня умывается», эмоционально обыграть удачу -игры: «Кукла Маша завтракает» -игра: «Оденем куклу на прогулку» -расписание (режим дня) в виде фотографий, где он ест, занимается и т.д. -сначала почти все делает взрослый, постепенно подключая ребенка |
Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с ранним детским аутизмом навыкам бытового поведения.
В коррекционной работе можно использовать много полезных, интересных и развивающих занятий и игр. В данном программно-методическом содержании индивидуального обучения аутичных детей предоставлены только некоторые их образцы.
Индивидуальная карта развития ребенка с ранним детским аутизмом приведена в таблице 6.
Таблица 6
Индивидуальная карта развития ребенка с РДА
|
МЫШЛЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ | |
|
Характерные признаки |
Рекомендации |
|
Тяжело дается различение важного и неважного Тяжело связывать идеи в единое целое Трудности при обучении с помощью имитации Сложности при организации и с распорядком дня (начало, конец) Сложность с принятием решения Другие мотивации |
Выделение важной информации Подобрать индивидуальный стиль обучения Необходимо приучать к новым ситуациям, людям, материалам Создание возможности предвидения Обучать стратегиям, которые помогут найти решение Базироваться на сильных сторонах и интересах |
|
ВОСПРИЯТИЕ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ | |
|
Характерные признаки |
Рекомендации |
|
Колебания и трудности при обработке восприятия органами чувств Высокая отвлекаемость Гипер- и гипочувствительность по отношению к раздражителям |
Учитывать индивидуальный распорядок дня Снижать степень отвлекаемости выделяя важные аспекты окружающей среды и окружения Выявлять индивидуальную чувствительность |
|
КОММУНИКАТИВНОСТЬ | |
|
Характерные признаки |
Рекомендации |
|
Проблемы с сообщением собственных потребностей и отказом от нежелательного Проблемы с обработкой вербальной информации |
Необходимо научить пониманию того, насколько важна коммуникация Использовать язык осознанно и сокращенно: выдавать вербальную информацию в ситуационных связях |
|
КОММУНИКАТИВНОСТЬ | |
|
Характерные признаки |
Рекомендации |
|
Понимание часто базируется на ситуационной связи Эхолалии Собственный язык Частые вопросы Ограниченный выбор тем |
Учитывать индивидуальный распорядок дня Избегать образной речи |
|
ПСИХО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ | |
|
Характерные признаки |
Рекомендации |
|
Быстро наступает возбуждение при изменениях в окружении Упорство на однообразии Ритуальное поведение Навязчивое поведение Ограничение области интересов Нехватка собственной инициативы |
Создание возможности предвидения Постепенно вводить изменения Создание рациональной рутины Расширение интересов посредством интеграции нового Предоставление вспомогательных средств Предлагать различные виды занятий |
|
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | |
|
Характерные признаки |
Рекомендации |
|
Необычность относительно зрительного контакта Обучение посредством имитации затруднено Сложность с распределением внимания Ограниченное чувство социальной взаимности |
Наблюдение и оценка социальных способностей в различных ситуациях Индивидуальный подбор социальных требований |
Смотрите также::
Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности
Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это – важнейшее требование к условиям ее формирования. Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и ...
Сущность педагогического мастерства
Воплощение педагогического искусства в жизнь невозможно без овладения воспитателем педагогическим мастерством, техникой и технологией педагогического действия. Мастерство материализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами педагогического труда. Они становятся неотъемлемой час ...
Общая характеристика гибкости как физического качества человека
«Гибкостью» в применении к физическим качествам человека принято называть свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. В отличие от основных двигательных способностей, являющихся непосредственны ...