А как же организовать самооценку ученика и пробудить интерес к обучению на любом этапе? В настоящее время, когда много детей слабо мотивированы, целесообразно при оценке их знаний, умений и навыков говорить о рейтинговой системе организации текущего контроля. И соответственно оценивание при рейтинговой системе.
Учитель должен творчески подходить к поиску путей и способов преодоления трудностей в обучении школьников. В этом, на наш взгляд может помочь рейтинговая система организации контроля. Учащиеся, будь то начальные классы, средние или старшие, да и взрослые люди, имеют дух соревнования. Как мы уже говорили, не обязательно стандартизировать систему контроля в обучении. Достаточно сделать его интересным. Такую возможность открывает обучение на основе рейтинговой системы. Рейтинговая форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга при безотметочной системе оценивания важна для родителей и детей. Их волнует не только то, продвигается ли ребенок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по сравнению с другими детьми. Родителям рейтинг демонстрируется уже в первом классе, а для детей он вводится позднее.
Время открытия рейтинга для детей определяет учитель. Ему следует помнить, что это может быть сделано только при следующих условиях:
во-первых, все ученики имеют положительную динамику в подавляющем большинстве результатов, и она (динамика) видна детям, т.е. они понимают, что их учебный труд приносит плоды, и улучшает учебные показатели;
во-вторых, когда в детском коллективе утвердились толерантные отношения - мир разнообразен и мы разные, кто-то быстр, а кто-то медлителен, и это нормально.
Непременное условие - рейтинг анонимный: на доске демонстрируется столбик индивидуальных сумм баллов во главе с максимально возможным (идеальным) результатом, а далее детские результаты следуют в порядке убывания. Дети имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов и по ней могут найти свое место в рейтинге. Аналогично действуют и родители на собрании или при индивидуальном собеседовании.
Работая совместно с детьми по определению суммы баллов, можно сделать оценку накопительной. Особо следует отметить важность совместного составления рейтинговой самостоятельной работы. Самостоятельная работа может быть составлена по типу заданий в тестовой форме, тестовых заданий, теста.
При организации текущего контроля и оценки важно и само отношение школьника к этому процессу. Т. е. важен самоконтроль. Для этого учитель может сделать и раздать в начале учебного года тетрадь самоконтроля по учебному предмету каждому учащемуся.
При такой системе учащиеся самостоятельно будут видеть свои проблемы и будет заинтересован в их устранении.
Итак, в первой главе мы рассмотрели, что такое контроль в учебном процессе, виды контроля и процесс оценки знаний. Выделили, что без текущего контроля организация учебного процесса не является плодотворной. Также рассмотрели, что процесс оценки знаний и контроль неразрывно связаны между собой. Потому что, если мы организуем процесс контроля без оценки знаний, то учащиеся не видят своих достижений и не могут сопоставить свои силы и умения с другими учащимися, а также учитель не может оценить свою деятельность. Ведь именно проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности учителя. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала. Текущий контроль может быть и индивидуальным и групповым. К более подробному рассмотрению методики организации проверки, о видах самостоятельных работ при организации текущего контроля, форм и методов текущего контроля мы перейдем во второй главе.
Смотрите также::
Общие черты систем образованияв развитых странах
Начальная и средняя школа – это базовая область, где фактически формируется личность. Для этих двух ступеней существует максимальное число государственных субсидий и поддержки, устанавливаются стандарты по образовательному минимуму, регламентируются все взаимоотношения учителя, школы, родителей, пр ...
Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкальной
деятельности
Практическое изучение создания условий для развития музыкальных творческих способностей детей в семье проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Изучались дети и их семьи в старшей группе № 4. Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих ...
Некоторые теоретические подходы к определению понятия
"познавательный интерес"
Проблема интереса в современной науке представлена с различных позиций. В исследованиях М.Ф. Беляева15, А.А. Невского изучается психологическая природа интереса; в работах Ю.К. Бабанского16 познавательный интерес выступает в основном как средство обучения. Познавательный интерес рассматривается В.Н ...