Отечественный психолог Т.П. Смирнова, опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, выделила основные направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу (таблица 2):
Таблица 2
Направления и задачи коррекционной работы с агрессивными детьми
Направление работы |
Задачи направления |
I |
II |
I. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом. |
Помочь ребенку освободиться от истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева; Помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное. |
II. Обучение детей управлению своим гневом. |
Формирование навыков контроля и управления собственным гневом; Обучение детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. |
III. Снижение уровня личностной тревожности. |
С помощью релаксационных упражнений помочь ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. |
IV Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. |
Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации; Помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте – снять) деструктивные элементы в поведении. |
V. Развитие эмпатии. |
Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей. |
VI. Развитие позитивной самооценки. |
Включение детей в социально одобряемую деятельность: общественно-полезную, трудовую, спортивно-оздоровительную, художественно-эстетическую, нравственно-правовую, игровую и др.; Вовлечение членов семьи ребенка в жизнь класса, школы; Гармонизация отношения детей со своим ближним окружением в семье, по месту жительства, учебы. |
VII. Консультационная работа с родителями и педагогами. |
Снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. |
Т.П. Смирнова отмечает, что направление коррекционной работы и выбор методов и техники терапевтического воздействия зависит от характерологических особенностей ребенка (таблица 3):
Таблица 3
Зависимость направления коррекционной работы и выбора методов и техники терапевтического воздействия от характерологических особенностей ребенка
Характерологические особенности ребенка |
Направление коррекционной работы |
Методы и техники терапевтического воздействия |
I |
II |
III |
1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих. |
Снижение уровня личностной тревожности. |
1) Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; 2) Работа со страхами; 3) Ролевые игры. |
2. Слабое осознание собственного эмоцио-нального мира. Низкий уровень эмпатии. |
Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии. |
1) Работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; 2) Придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин); 3) Рисование, лепка эмоций; 4) Пластическое изображение эмоций; 5) Работа с эмоциями через сенсорные каналы; 6) Изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений; 7) Разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния; 8) Методика «Я грустный (радостный и т.д.), когда…»; 9) Ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, когда «агрессор» проигрывает роль «жертвы». |
3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. |
Развитие позитивной самооценки. |
1) Упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я – состояний»; 2) Разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.); 3) Включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков. |
4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий. |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом. |
1) Выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии); 2) Пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; 3) Многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом; 4) Рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев; |
5) «письма гнева»; 6) «галерея негативных портретов»; 7) Использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации. | ||
5. Слабый контроль над своими эмоциями. |
Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом. |
1) Релаксационные техники – мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации; 2) Перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»); 3) Ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»; 4) Ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля; 5) Сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях; 6) Осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? Какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?); 7) Осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращение мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль). |
6. Ограниченный набор поведененческих реакций на проблемную ситуа-цию, демонстрация де-структивного поведения. |
Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении. |
1) Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке); 2) Разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; 3) Использование игр, включающих в себя элементы соперничества; 4) Использование игр, направленных на сотрудничество; 5) Разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре; 6) Введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.); 7) Ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением; 8) Ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») и использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил; 9) Включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил). |
7. Работа с родителями и педагогами. |
Консультативная и коррекционная работа с родителями учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. |
1) Информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка; 2) Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия; 3) Обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения – «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией; 4) Отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру; 5) Помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания; 6) Отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения; 7) Включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий. |
Смотрите также::
Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. говорится о том, самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие ...
Сотворчество учителя и учащегося в учебном процессе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог» применительно к обучению используется в трех смы ...
Общие понятия об инновациях, эффективность
их использования
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...