Новое в педагогике » Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта » Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство психолого-педагогической реабилитации

Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство психолого-педагогической реабилитации

Страница 2

Отечественный психолог Т.П. Смирнова, опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, выделила основные направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу (таблица 2):

Таблица 2

Направления и задачи коррекционной работы с агрессивными детьми

Направление работы

Задачи направления

I

II

I. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

Помочь ребенку освободиться от истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева;

Помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.

II. Обучение детей управлению своим гневом.

Формирование навыков контроля и управления собственным гневом;

Обучение детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

III. Снижение уровня личностной тревожности.

С помощью релаксационных упражнений помочь ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

IV Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации;

Помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте – снять) деструктивные элементы в поведении.

V. Развитие эмпатии.

Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей.

VI. Развитие позитивной самооценки.

Включение детей в социально одобряемую деятельность: общественно-полезную, трудовую, спортивно-оздоровительную, художественно-эстетическую, нравственно-правовую, игровую и др.;

Вовлечение членов семьи ребенка в жизнь класса, школы;

Гармонизация отношения детей со своим ближним окружением в семье, по месту жительства, учебы.

VII. Консультационная работа с родителями и педагогами.

Снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Т.П. Смирнова отмечает, что направление коррекционной работы и выбор методов и техники терапевтического воздействия зависит от характерологических особенностей ребенка (таблица 3):

Таблица 3

Зависимость направления коррекционной работы и выбора методов и техники терапевтического воздействия от характерологических особенностей ребенка

Характерологические особенности ребенка

Направление коррекционной работы

Методы и техники терапевтического воздействия

I

II

III

1. Высокий уровень личностной тревожности. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих.

Снижение уровня личностной тревожности.

1) Релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;

2) Работа со страхами;

3) Ролевые игры.

2. Слабое осознание собственного эмоцио-нального мира. Низкий уровень эмпатии.

Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

1) Работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) Придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния (желательно раскрыть несколько причин);

3) Рисование, лепка эмоций;

4) Пластическое изображение эмоций;

5) Работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) Изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

7) Разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния;

8) Методика «Я грустный (радостный и т.д.), когда…»;

9) Ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию, когда «агрессор» проигрывает роль «жертвы».

3. Неадекватная (чаще низкая) самооценка. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

Развитие позитивной самооценки.

1) Упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я – состояний»;

2) Разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);

3) Включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, студий, кружков.

4. Эмоциональное «застревание» на той ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также на отреагирование всей ситуации в целом.

1) Выражение гнева безопасным способом во внешнем плане (канализация агрессии);

2) Пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения;

3) Многократное (более 100 раз) повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом;

4) Рисование гнева, а также лепка гнева из пластилина или глины, обсуждение (если ребенок хочет), в каких ситуациях он испытывает такой гнев;

5) «письма гнева»;

6) «галерея негативных портретов»;

7) Использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии в целях более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации.

5. Слабый контроль над своими эмоциями.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка управлению своим гневом.

1) Релаксационные техники – мышечная релаксация + глубокое дыхание + визуализация ситуации;

2) Перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

3) Ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»;

4) Ролевая игра, включающая в себя провоцирующую ситуацию для наработки навыков контроля;

5) Сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях;

6) Осознание своего гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? Какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);

7) Осознание своего гнева через телесные ощущения (сокращение мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота, которые могут вызвать боль).

6. Ограниченный набор поведененческих реакций на проблемную ситуа-цию, демонстрация де-структивного поведения.

Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении.

1) Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке);

2) Разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

3) Использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

4) Использование игр, направленных на сотрудничество;

5) Разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной и закрепление ее в ролевой игре;

6) Введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий в случае их соблюдения (награды, призы, медали, аплодисменты и т.п.);

7) Ведение ребенком блокнотика в целях обучения самонаблюдению и контролю над поведением;

8) Ведение ребенком вместе с учителями (родителями) карты поведения, содержащей личные правила поведения для конкретного ребенка (например, «держи руки при себе», «говори уважительно со старшими») и использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;

9) Включение ребенка в спортивные командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определенных правил).

7. Работа с родителями и педагогами.

Консультативная и коррекционная работа с родителями учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

1) Информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;

2) Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;

3) Обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения – «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

4) Отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

5) Помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

6) Отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

7) Включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. говорится о том, самостоятельность – это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие ...

Сотворчество учителя и учащегося в учебном процессе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог» применительно к обучению используется в трех смы ...

Общие понятия об инновациях, эффективность их использования
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru