Наблюдая за работой детей подготовительной к школе группы с изобразительными материалами, Старший воспитатель обратила внимание на то, что все дети рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого-то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка. Но главное и, к сожалению, негативное – в работах детей не было творческого подхода. Так птицы были простым повторением птицы, нарисованной воспитателем; цветы, деревья, трава, небо, солнце имели одинаковые форму и цвет, как будто мир, окружающий нас, лишен неповторимого многообразия. Постоянная демонстрация образцов и приемов работы по методике типовой программы приводила к тому, что в подготовительной группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя; не видели цветового многообразия окружающего мира и т.п. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенные сроки оставляло много незаконченных работ-«полуфабрикатов», сделанных «для воспитателя», но реально не отражающих того, что было значимо для рисующего их ребенка. Причины здесь совокупные: несформированность графических навыков и умений, неразвитость воображения, а также неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности. Он не побуждает детей к экспериментированию с красками, бумагой, а вынуждает механически выполнять то, что предлагает педагог.
На Тематическом семинаре «Организация самостоятельной творческой деятельности детей в группе», педагоги обсудили условия для развития детского творчества, разработали требования к оформлению уголков самостоятельной творческой деятельности.
Условия оформления уголков:
1. Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность
2. Использование детского дизайна в оформлении.
3. Наличие произведений искусства. Соблюдение возрастных требований.
4. Изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность.
5. Оборудование для рисования, лепки, аппликации.
6. Работа с цветом (Учебно-наглядный материал, д/и)
7. Работа и линией (учебно-наглядный материал, д/и)
8. Различная техника изобразительного творчества (образцы)
9. Развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, д/и)
10. Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, д/и).
11. Жанры живописи - старший дошкольный возраст.
12. Образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла)
13. Уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал)
14. Организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития - перспективные планы.
15. Наличие игрового персонажа.
Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Это самые разнообразные материалы (краски, бумага, пастель и др.), музыкальные инструменты, настольно-печатные игры с увлекательным содержанием, книги с яркими иллюстрациями. Необходимо также иметь некоторые технические средства, например проигрыватель, радио и т. п. Это позволит ребятам самостоятельно прослушивать песни, стихи, рассказы, сказки в исполнении мастеров искусств. Наличие в группе столов различной конструкции, мольбертов, навесных досок не только разнообразит формы организации самостоятельной изобразительной деятельности, но и помогает устранить гиподинамию. Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматься как картина, если он на мольберте, доске. Хорошо оборудованная зела изобразительной деятельности, где ребенок имеет возможность свободно пользоваться соответствующими материалами, способствует созданию творческого настроения. Необходимое оборудование должно быть и в зонах музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
Смотрите также::
Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...
Формы организации педагогического процесса
Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающ ...
Сотворчество учителя и учащегося в учебном процессе
Диалог как творческое взаимодействие людей не мыслим без вопросов и проблем. Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. Диалог не возможен ни в условиях абсолютной зависимости, ни в условиях абсолютной автономии индивида. Понятие «диалог» применительно к обучению используется в трех смы ...