Новое в педагогике » Развитие коллективизма у школьников тринадцати лет » Проблема коллективизма в теории педагогики

Проблема коллективизма в теории педагогики

Страница 2

В России проблеме коллективизма стали уделять пристальное внимание с начала 19 века (Макаренко, Сухомлинский, Луначарский, Крупская).

Узловым пунктом теории Макаренко являлся тезис «параллельного действия», т.е. органического единства воспитания в жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия.

Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Таким образом, Макаренко дал толчок для развития идеи коллективизма в России. Так В.Е. Гурман предлагал говорить о предрасположенности, а не предопределенности личности как субъекта воспитания. В.Е. Гурман настаивал на том, что социальное воспитание имеет первостепенное значение. Воспитание он рассматривал как процесс направления от коллектива к личности.

После распада СССР в России открылись возможности не стесненных идеологическими предписаниями педагогических поисков, произошли качественные изменения в школьной политике. Активный поиск совершенствования преподавания ввели учителя новаторы: С.И. Лысенкова, И.Т. Волков, Е.И. Ильин, Т.И. Гончарова и другие. Были разработаны несколько новых методик, одной из которых является методика коллективного способа учебной работы. Суть этой методики заключается в том, что каждый школьник получает возможность расширить свои знания с помощью товарищей. В начале 1990-х годов организовывались экспериментальные школы, которые брали на «вооружение» новые методы, разработанные учителями-методистами.

Таким образом, можно сказать, что к проблеме воспитания коллектива в России обратились не так уж и давно. Первым о необходимости формирования единого коллектива воспитанников заговорил А.С.Макаренко. Только после этого начали разрабатывать методику развития коллектива, которая до настоящего времени остаётся несовершенной.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков г. Ульяновска
В городе Ульяновске уделяется серьезное внимание вопросам формирования здорового образа жизни среди подростков. Важное место в деятельности по формированию здорового образа жизни в городе Ульяновске отводится спорту и привлечению детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спорто ...

Социальная ответственность педагогов
Социальная роль российских педагогов в современную эпоху особая. Она определяется следующими обстоятельствами. Российское общество в течение последних 15—20 лет с переменным успехом осуществляет длительный и сложный процесс изменений своего жизнеустройства, по замыслу изначально ориентированный на ...

Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития
Термин «депривация», вошедший в психологический сло­варь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные фено­мены представляют собой многообразные измененные состо­яния сознания, а также различные варианты нарушений нор­мального хода возрастного ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru