Достоверно значимыми можно считать различия в группах:
- 1 и 4 по ценности терпимость;
- 2 и 3 по ценности твердая воля;
- 2 и 4 по ценностям непримиримость к недостатка в себе и других и рационализм.
Усредненные показатели по всей выборке не выявили взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и ценностными ориентациями. Полученные результаты можно объяснить тем, что на профессиональное самоопределение учеников влияет:
1. Позиция старших членов семьи или лиц, их заменяющих.
2. Позиция сверстников – подруг, товарищей, «значимых других» из круга внесемейного общения .
3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога, если он имеется.
4. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося, оптанта (включая и случаи их полной неопределенности, отсутствия).
5. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.
6. Уровень притязаний учащегося на общественное признание.
7. Информированность учащегося.
8. Склонность к тем или иным видам деятельности.
Таким образом, мы видим, что каждый отдельный – пусть даже простенький – выбор на жизненном трудовом пути является обязательным процессом, т. е. некой цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений и, наконец, формулировка того или иного решения.
Обычно сам человек не наблюдает за собой со стороны и просто не замечает хода упомянутых выше процессов во «внутренней обстановке» души так же, как он, например, не обращает внимания на свое сердцебиение и дыхание. Просто пребывает в задумчивости «томится», «волнуется», «злится» и пр. Но из этого не следует, что лучше не знать, как протекает процесс принятия решения, напротив, исследования в этой области позволили бы более эффективно организовывать профконсультационную деятельность и избежать многих проблем.
В настоящей работе рассматривалась проблема взаимосвязи профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников. Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии, поэтому мы решили, что целесообразно будет изучить данную проблему в аспекте ценностных ориентаций.
Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме позволил сделать нам следующие выводы:
1. Профессиональное самоопределение является очень сложным конструктом, поэтому единого общепризнанного определения данного понятия не существует.
2. Несмотря на, казалось бы, детальную проработку проблемы профессионального самоопределения остается нераскрытым вопрос о связи его с личностным самоопределением.
3. Система ценностей относится большинством авторов к категории личностного самоопределения.
По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза не подтвердилась. Однако это не лишает ее практической значимости, так как результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам судить о том, что у учеников одиннадцатых классов еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интериаризировалась система ценностей характерная для данных специальностей.
Это влечет за собою ряд трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться учителям и исследователям в начале своей профессиональной деятельности, и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения. Исходя из того, что у учеников отсутствует ценностно-смысловое восприятие будущей профессии, можно порекомендовать систему мероприятий направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование школьников перед выбором профессии или учебного заведения.
Смотрите также::
Дисперсия света
В учебнике Мякишева на рисунке (84) представлена стилизованное изображение опыта Ньютона. Во-первых это рисунок иллюстрирует опыт из истории физики, что расширяет кругозор учащихся, во-вторых сам по себе опыт интересен и рисунок является незаурядным, т. к. он представлен не схемой с условными обозн ...
Коммуникативный метод – средство обучения говорению
Мы исходим из сложившегося в методике понятия метода как совокупности принципов. Первым, кто сформулировал это, был Б. В. Беляев. Основными признаками метода обучения, на наш взгляд, являются следующие. 1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижен ...
Опыт работы по формированию коллективизма у школьников
Большой вклад в изучении проблемы формирования коллективизма у школьников внес А.С. Макаренко. Опыт Макаренко, его педагогическое творчество являются наиболее полным выражением педагогических идей. Поражает диапазон содержания педагогического наследия А.С. Макаренко. Все наиболее актуальные проблем ...