Новое в педагогике » Методика формирования у детей дошкольного возраста навыков правильной осанки » Характеристика нарушений осанки

Характеристика нарушений осанки

Страница 1

Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушение осанки не является заболеванием. Дефекты осанки могут быть связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условнорефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки частично или полностью утрачивается.

Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях

В сагиттальной плоскости различают нарушения осанки с увеличением физиологических кривизн позвоночного столба и с уменьшением их.

1. Нарушения осанки с увеличением физиологических кривизн позвоночного столба:

а) сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза

б) круглая спина - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза (при этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами)

в) кругловогнутая спина - увеличение всех изгибов позвоночного столба, а так же угла наклона таза. При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности.

2. Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба:

а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза. При этом дефекте осанки наклон таза уменьшен, грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выстоит, лопатки крыловидны (углы и внутренние края их отстают от спины);

б) плосковогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены).

Дефекты осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночного столба рассматривается как одно из проявлений функциональной неполноценности опорно-двигательного аппарата. Такие нарушения осанки являются благоприятным фоном для прогрессирования возникающих у ребенка деформаций позвоночника.

К нарушениям осанки во фронтальной плоскости относится асимметричная осанка. Этот дефект лучше всего выявляется при осмотре со стороны спины. При асимметричной осанке нарушена симметрия между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; Треугольники талии из - за этого становятся неодинаковыми: плечо и лопатка с одной стороны опущены.

Нарушение осанки помимо значительного косметического дефекта нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов. У детей с нарушениями осанки, как правило, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижена жизненная емкость легких, уменьшены колебания внутригрудного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем: снижаются их физиологические резервы и нарушаются адаптационные возможности организма.

Слабость мышц живота и его порочное положение приводят к нарушению нормальной деятельности органов брюшной полости, в частности желудочно-кишечного тракта.

Снижение рессорной функции позвоночного столба у людей с плоской спиной приводят к постоянным микротравмам головного мозга во время различных движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями. Помимо неврологических расстройств такие дефекты осанки резко уменьшают устойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, способствуют развитию в нем патологических деформаций, компенсирующих уменьшение или отсутствие физиологических изгибов.

При нарушениях осанки мышцы ослаблены, физическая работоспособность их понижена. Исключение может составлять лишь круглая спина. При этом дефекте осанки мускулатура обычно хорошо развита, но ярко выражен "перевес" силы мышц - сгибателей.

Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз. В настоящее время сколиоз определяют как заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся не только искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но и торсией позвонков (перекручиванием их вокруг оси).

Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз - общее, длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения выявляют, что сколиоз - врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста. Время его выявления зависит от быстроты прогрессирования.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы со словом
Изучив теоретические основы организации лексической работы в начальной школе, был проанализирован педагогический опыт с целью определения наиболее эффективных приемов и упражнений со словом на разных этапах уроков русского языка и литературы в 1- 4 классах. Анализу подверглись конспекты уроков таки ...

Становление и развитие теоретических знаний в истории православной педагогической культуры России
Приняв Крещение, русский народ получил богатейшую литературу, и прежде всего Библию. В большинстве православных семей России принято было ежедневно читать Евангелие, а Псалтырь знали наизусть, она была практически настольной книгой наших предков. Читая их, человек Древней Руси постигал сущность хри ...

Обучение как способ организации педагогического процесса, функции обучения
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность ) направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон, обучение в тоже время имеет и специфически ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru