Новое в педагогике » Учебные задания с элементами истории математики как средство развития исследовательских умений учащихся 7-9 классов » Развитие исследовательских умений учащихся 7-9 классов при обучении математике

Развитие исследовательских умений учащихся 7-9 классов при обучении математике

Страница 1

Одна из основных задач школы – включение ребенка в активный процесс познания мира, себя в этом мире. Эта задача облегчается, когда учитель является носителем традиции науки и исследовательской деятельности.

Исследование деятельности в отечественной психологии происходило с диалектико-материалистических позиций философского понимания этой категории. Начиная с 20-х гг., общепсихологическую теорию деятельности разрабатывали многие отечественные ученые, но самые значимые результаты здесь принадлежат С.Л. Рубинштейну и А.Н. Леонтьеву. А. Н. Леонтьев определяет деятельность человека как «молярную единицу его индивидуального бытия, осуществляющую то или иное жизненное его отношение… Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности».

В реальной жизни мы имеем дело с определенными видами деятельности: коммуникативной, игровой, учебной и т.д. Ряд ученых говорят о том, что существует особая, выделенная от других деятельность, которую называют исследовательской деятельностью.

Есть и другие трактовки понятия деятельности. Например, «деятельностью называют процесс активности человека, характеризуемый предметом (на что направлен данный процесс), потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действиями и операциями».

Главная цель исследования – установление истины, «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Источник исследования кроется в свойственном человеческой природе стремлении к познанию.

Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. С появлением науки исследование становится явлением культуры и выделяется отдельная группа людей – ученые, главным видом деятельности которых является исследование. Постепенно в общественном сознании закрепляется стереотип, что исследование, как способ деятельности, ограничивается сферой науки. С.И. Ожегов, говорит, что слово «исследование» имеет два значения:

1. Исследование – изучение, выяснение чего-нибудь;

2. Исследование – научный труд.

В. Оконь в отличие от С.И. Ожегова дает другое определение: исследование – настойчивые и объективные поиски решения проблемы, опирающиеся на проверенные и обобщенные факты. Решение проблемы, по мнению, Оконя, должно отвечать истине, а значит, соответствовать действительности, причем критерием этой истинности служат опыт и практика. Потребности являются главной движущей силой в процессе исследования, а главная цель этого процесса – изменение действительности. В. Оконь выделяет три этапа исследования:

1) наблюдение определенных вещей, явлений или процессов;

2) создание гипотезы на основе наблюдаемых фактов и зависимостей между ними;

3) опытная проверка гипотезы, которая осуществляется посредством вывода из гипотезы заключений или экспериментом.

Исходным пунктом любого исследования является проблема. В философии проблема понимается как знание о незнание. В. Оконь [28], проводя аналогию между процессом обучения и исследования, проводит следующее описание проблемы в обучении:

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Развитие воображения у младших школьников
У детей третьего года жизни можно наблюдать первые проявления воображения. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. К концу дошкольного периода детства у ребёнка, чьё творческое воображение развивается достаточно быстро, воображ ...

Планировка учебного класса для подготовки ЭВМ
1. Место инструктора 2. Центральный блок хранения учебных элементов 3. Центральное место хранение инструментов 4. Экран доска 5. Рабочее место учащегося 6. Ксерокс 7. Сканер 8. Принтер Учебный элемент Наименование: Создание графических изображений с помощью редактора Paint. Профессиональная область ...

Связь педагогики с другими науками
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru