Новое в педагогике » Учебные задания с элементами истории математики как средство развития исследовательских умений учащихся 7-9 классов » Принцип историзма в обучении математике

Принцип историзма в обучении математике

Страница 1

Чтобы понять сущность принципа историзма, для начала необходимо рассмотреть историю становления этого принципа в обучении.

Вопрос о целесообразности использования элементов истории математики и историко-генетического метода в процессе обучения не является новым. К нему на протяжении 300 лет обращались известные математики и методисты Дж. Валлис, А. К. Клеро, Г. В. Лейбниц, А. Пуанкаре, М. В. Островский, П. Л. Чебышев, В. В. Бобынин, Д. Д. Мордухай-Болтовский, С. И. Шохор-Троцкий, А. Д. Александров, И. И. Баврин, Н. Я. Виленкин, Б. В. Гнеденко, В. А. Гусев, Ю. М. Колягин, А. И. Маркушевич, И. М. Смирнова, И. Ф. Шарыгин и др.

Основные положения этого подхода были сформулированы знаменитым французским математиком Алексисом Клодом Клеро в «Элементарной геометрии». В ней он писал: «Некоторые размышления о происхождении геометрии подали мне надежду избегнуть этих недостатков, стараясь одновременно заинтересовать и просветить учащихся. Я полагал, что наука эта, как и все науки, должна была образоваться постепенно, что вероятно были потребности, которые родили первые шаги науки, и что эти шаги не могли не быть доступными начинающим, потому что они были сделаны начинающими. Желая в этом сочинении следовать по пути основателей геометрии, я прежде всего стараюсь, чтобы начинающие познакомились с правилами, от которых может зависеть измерение земель и расстояний доступных и недоступных. Отсюда я перехожу к другим исследованиям несколько полезных приложений. Таким путем я достигаю возможности изложить всё, что может быть полезного и интересного в элементарной геометрии». А. Клеро был уверен в том, что этот метод принесёт ещё большую пользу тем, что приучит ум искать и делать открытия, потому что при таком изложении теорем или предложений, в которых доказывается существование истины, указывается каким образом дошли до её открытия.

Мысли Клеро развил знаменитый русский математик М. В. Остроградский, который совместно с французским педагогом А. Блумом в брошюре «Размышления о преподавании» сформулировал свою доктрину образования. Её основными положениями были:

· Для педагога нет более увлекательного предмета, чем изучение истории научных изобретений и их творцов, исследование попыток упростить обучение, усовершенствование тех изобретений, которые уже забыты.

· Изучение биографии людей, принесших пользу наукам и искусству, является мощным средством привлечения внимания учащихся к математике и демонстрации основных теоретических и прикладных положений.

· Умение заинтересовать детский разум и реализация этого положения, в первую очередь, связаны с тем, что при ознакомлении с сущностью любого вопроса необходимо развернуть его историю.

Виктор Викторович Бобынин в своих работах наметил программу использования истории математики в процессе обучения учащихся.

Он сделал вывод о том, что « преподавание каждой науки должно идти тем же путем, которым шла при своем развитии сама наука и что, следовательно, для правильной и строго научной постановки дела преподавания, необходимо знать, во-первых, фазы развития науки в прошлом и, во-вторых, законы и вытекающие из них практические условия этого развития.

В «Методике преподавания математике в средней школе» В.М. Брадис пишет о том, «…что качество усвоения математического материала существенно выигрывает, если каждое новое понятие, каждое новое предложение вводить так, чтобы была видна его связь с уже известными учащимся вещами и чтобы была понятна целесообразность его изучения». Такой подход реализуется через связь с историческим подходом. «Обеспечить изложение легче всего на основе истории данного раздела науки, поэтому исторический элемент в деле преподавания представляет собой огромную ценность. Недаром говорится, что полное понимание любого теоретического вопроса достигается лишь тогда, когда становится ясной его история».

В конце XX начале XXI веков в работах В.А. Гусева, И.М. Смирновой, И.Ф. Шарыгина уделяется внимание тому, что в целях обучения геометрии следует обратить внимание на то, что этот раздел математики является феноменом общечеловеческой культуры. «Обучение геометрии должно обобщать исторический путь развития геометрия, передавать подрастающему поколению знания накопленные человечеством на протяжении веков».

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Организация и техника научного исследования
Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению. Известно, что новые н ...

Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Не менее актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему н ...

Востребованность этих признаков в современной школе и значение изучения проблемы
И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действительно воспитательно. Свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих, то есть и угрозы наказаний и обещания наград, обуславливающих приобретен ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru