Новое в педагогике » Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения » Опытно-экспериментальная работа по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Опытно-экспериментальная работа по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Страница 1

Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Майкопа в 4 «Г» классе, классный руководитель Нехай С.Р.

В исследовании приняли участие 12 школьников, в том числе 2 девочек и 10 мальчиков.

Наше исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, итоговый эксперимент, система работы, направленная на коррекцию речевых нарушений детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

На констатирующем этапе исследования мы определяли исходное состояние речи у детей, а именно уровень нарушения и развития речевых функций у детей младшего школьного возраста.

Применяли такие методы исследования как: анализ школьной документации, наблюдение (на уроках и во внеурочное время), изучение уровня развития речи по методике М.Р. Львова, эксперимент.

Нами выявлена группа детей, имеющих психические отклонения. Для этого мы с помощью психолога и медицинского работника школы проанализировали медицинские карты школьников, провели беседу с классным руководителем и учителями класса. После обработки материала мы определили, что из школьников 4 «Г» класса коррекционно- развивающего обучения 10 школьников имеют отклонения в психическом развитии.

Данные констатирующего этапа исследования, показывающие психические отклонения у школьников данного класса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Психические отклонения школьников

№пп

Ф.И.

Психическое отклонение

1

А. Д.

Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации голосового аппарата.

2

А. З.

Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.

3

Б. В.

Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление)

4

Г. Я.

Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации при патологии голосового аппарата.

5

Г. А.

Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения. (Слабое проявление)

6

Д.Д.

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

7

Ж. А.

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

8

И.И.

Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.

9

К. А.

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

10

К. А.

Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения.

Установлено, что у 2 младших школьников, что составляет 20% - дизартрия, у 2 младших школьников, что составляет 20% - афония, у 3 учащихся - брадилалия, что составляет 30%, у 3 учащихся - тахилалия , что составляет 30%.

Наглядно данные представляем на рисунке 1.

Рис. 1 - Результаты применения метода анализа документации

Далее мы применяли метод наблюдения с целью выявления проявления психического отклонения и его влияние на речь учащихся.

Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты применения метода наблюдения

№пп

Ф.И.

Психическое отклонение

1

А. Д.

Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата.

Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит.

В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко.

2

А. З.

У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что. высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его, учащийся сбивается с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое.

3

Б. В.

У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке, и вне его, учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое.

4

Г. Я.

Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата.

Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит.

В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко.

5

Г. А.

У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие.

6

Д.Д.

Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

7

Ж. А.

Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

8

И.И.

У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое.

9

К. А.

Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

10

К. А.

У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Значение занимательного материала в развитии познавательной активности дошкольников
Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение ...

Организация танцевальной деятельности в ДОУ
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого приобщения к этому виду художественной деятельности представляется в детском саду. Обучение детей танцам требует от педагога не только знаний соответствующее методике, но и предполагает наличие у него правильное представление о танце как ху ...

История развития теории мышления
Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам. Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. К ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru