Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Майкопа в 4 «Г» классе, классный руководитель Нехай С.Р.
В исследовании приняли участие 12 школьников, в том числе 2 девочек и 10 мальчиков.
Наше исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, итоговый эксперимент, система работы, направленная на коррекцию речевых нарушений детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
На констатирующем этапе исследования мы определяли исходное состояние речи у детей, а именно уровень нарушения и развития речевых функций у детей младшего школьного возраста.
Применяли такие методы исследования как: анализ школьной документации, наблюдение (на уроках и во внеурочное время), изучение уровня развития речи по методике М.Р. Львова, эксперимент.
Нами выявлена группа детей, имеющих психические отклонения. Для этого мы с помощью психолога и медицинского работника школы проанализировали медицинские карты школьников, провели беседу с классным руководителем и учителями класса. После обработки материала мы определили, что из школьников 4 «Г» класса коррекционно- развивающего обучения 10 школьников имеют отклонения в психическом развитии.
Данные констатирующего этапа исследования, показывающие психические отклонения у школьников данного класса представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Психические отклонения школьников
№пп |
Ф.И. |
Психическое отклонение |
1 |
А. Д. |
Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации голосового аппарата. |
2 |
А. З. |
Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи. |
3 |
Б. В. |
Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление) |
4 |
Г. Я. |
Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации при патологии голосового аппарата. |
5 |
Г. А. |
Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения. (Слабое проявление) |
6 |
Д.Д. |
Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
7 |
Ж. А. |
Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
8 |
И.И. |
Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи. |
9 |
К. А. |
Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
10 |
К. А. |
Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения. |
Установлено, что у 2 младших школьников, что составляет 20% - дизартрия, у 2 младших школьников, что составляет 20% - афония, у 3 учащихся - брадилалия, что составляет 30%, у 3 учащихся - тахилалия , что составляет 30%.
Наглядно данные представляем на рисунке 1.
Рис. 1 - Результаты применения метода анализа документации
Далее мы применяли метод наблюдения с целью выявления проявления психического отклонения и его влияние на речь учащихся.
Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты применения метода наблюдения
№пп |
Ф.И. |
Психическое отклонение |
1 |
А. Д. |
Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата. Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит. В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко. |
2 |
А. З. |
У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что. высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его, учащийся сбивается с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое. |
3 |
Б. В. |
У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке, и вне его, учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое. |
4 |
Г. Я. |
Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата. Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит. В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко. |
5 |
Г. А. |
У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие. |
6 |
Д.Д. |
Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
7 |
Ж. А. |
Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
8 |
И.И. |
У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое. |
9 |
К. А. |
Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
10 |
К. А. |
У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие. |
Смотрите также::
Значение занимательного материала в развитии познавательной активности
дошкольников
Занимательный материал – это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение ...
Организация танцевальной деятельности в ДОУ
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого приобщения к этому виду художественной деятельности представляется в детском саду. Обучение детей танцам требует от педагога не только знаний соответствующее методике, но и предполагает наличие у него правильное представление о танце как ху ...
История развития теории мышления
Психология мышления, как направление, появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления - к ассоциативным законам. Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. К ...