Новое в педагогике » Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения » Опытно-экспериментальная работа по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Опытно-экспериментальная работа по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

Страница 1

Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Майкопа в 4 «Г» классе, классный руководитель Нехай С.Р.

В исследовании приняли участие 12 школьников, в том числе 2 девочек и 10 мальчиков.

Наше исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, итоговый эксперимент, система работы, направленная на коррекцию речевых нарушений детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

На констатирующем этапе исследования мы определяли исходное состояние речи у детей, а именно уровень нарушения и развития речевых функций у детей младшего школьного возраста.

Применяли такие методы исследования как: анализ школьной документации, наблюдение (на уроках и во внеурочное время), изучение уровня развития речи по методике М.Р. Львова, эксперимент.

Нами выявлена группа детей, имеющих психические отклонения. Для этого мы с помощью психолога и медицинского работника школы проанализировали медицинские карты школьников, провели беседу с классным руководителем и учителями класса. После обработки материала мы определили, что из школьников 4 «Г» класса коррекционно- развивающего обучения 10 школьников имеют отклонения в психическом развитии.

Данные констатирующего этапа исследования, показывающие психические отклонения у школьников данного класса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Психические отклонения школьников

№пп

Ф.И.

Психическое отклонение

1

А. Д.

Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации голосового аппарата.

2

А. З.

Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.

3

Б. В.

Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление)

4

Г. Я.

Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации при патологии голосового аппарата.

5

Г. А.

Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения. (Слабое проявление)

6

Д.Д.

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

7

Ж. А.

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

8

И.И.

Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.

9

К. А.

Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

10

К. А.

Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения.

Установлено, что у 2 младших школьников, что составляет 20% - дизартрия, у 2 младших школьников, что составляет 20% - афония, у 3 учащихся - брадилалия, что составляет 30%, у 3 учащихся - тахилалия , что составляет 30%.

Наглядно данные представляем на рисунке 1.

Рис. 1 - Результаты применения метода анализа документации

Далее мы применяли метод наблюдения с целью выявления проявления психического отклонения и его влияние на речь учащихся.

Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты применения метода наблюдения

№пп

Ф.И.

Психическое отклонение

1

А. Д.

Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата.

Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит.

В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко.

2

А. З.

У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что. высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его, учащийся сбивается с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое.

3

Б. В.

У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке, и вне его, учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое.

4

Г. Я.

Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата.

Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит.

В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко.

5

Г. А.

У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие.

6

Д.Д.

Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

7

Ж. А.

Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

8

И.И.

У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое.

9

К. А.

Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией.

10

К. А.

У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Понятие детского творчества
Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества. Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно ...

Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Познакомившись с теоретическими аспектами обучения и воспитания младших школьников на уроках по основам цветоведения, мы осуществили исследование по вопросу использования основных методов и приемов обучения цветоведению в учебно-воспитательном процессе современной школы. Как мы уже говорили, урок р ...

Опыт работы по формированию коллективизма у школьников
Большой вклад в изучении проблемы формирования коллективизма у школьников внес А.С. Макаренко. Опыт Макаренко, его педагогическое творчество являются наиболее полным выражением педагогических идей. Поражает диапазон содержания педагогического наследия А.С. Макаренко. Все наиболее актуальные проблем ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru