Наше исследование проходило на базе МБОУ СОШ № 15 г. Майкопа в 4 «Г» классе, классный руководитель Нехай С.Р.
В исследовании приняли участие 12 школьников, в том числе 2 девочек и 10 мальчиков.
Наше исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент, итоговый эксперимент, система работы, направленная на коррекцию речевых нарушений детей младшего школьного возраста в процессе обучения.
На констатирующем этапе исследования мы определяли исходное состояние речи у детей, а именно уровень нарушения и развития речевых функций у детей младшего школьного возраста.
Применяли такие методы исследования как: анализ школьной документации, наблюдение (на уроках и во внеурочное время), изучение уровня развития речи по методике М.Р. Львова, эксперимент.
Нами выявлена группа детей, имеющих психические отклонения. Для этого мы с помощью психолога и медицинского работника школы проанализировали медицинские карты школьников, провели беседу с классным руководителем и учителями класса. После обработки материала мы определили, что из школьников 4 «Г» класса коррекционно- развивающего обучения 10 школьников имеют отклонения в психическом развитии.
Данные констатирующего этапа исследования, показывающие психические отклонения у школьников данного класса представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Психические отклонения школьников
|
№пп |
Ф.И. |
Психическое отклонение |
|
1 |
А. Д. |
Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации голосового аппарата. |
|
2 |
А. З. |
Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи. |
|
3 |
Б. В. |
Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи.(Слабое проявление) |
|
4 |
Г. Я. |
Афония, дисфония - отсутствие или нарушение фонации при патологии голосового аппарата. |
|
5 |
Г. А. |
Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения. (Слабое проявление) |
|
6 |
Д.Д. |
Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
|
7 |
Ж. А. |
Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
|
8 |
И.И. |
Тахилалия - патологическое - ускорение темпа внешней и внутренней речи. |
|
9 |
К. А. |
Брадилалия - патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
|
10 |
К. А. |
Дизартрия - нарушение членораздельной речи, то есть нарушение звукопроизношения. |
Установлено, что у 2 младших школьников, что составляет 20% - дизартрия, у 2 младших школьников, что составляет 20% - афония, у 3 учащихся - брадилалия, что составляет 30%, у 3 учащихся - тахилалия , что составляет 30%.
Наглядно данные представляем на рисунке 1.
Рис. 1 - Результаты применения метода анализа документации
Далее мы применяли метод наблюдения с целью выявления проявления психического отклонения и его влияние на речь учащихся.
Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты применения метода наблюдения
|
№пп |
Ф.И. |
Психическое отклонение |
|
1 |
А. Д. |
Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата. Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит. В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко. |
|
2 |
А. З. |
У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что. высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его, учащийся сбивается с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое. |
|
3 |
Б. В. |
У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке, и вне его, учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое. |
|
4 |
Г. Я. |
Отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата. Говорит то громко, то тихо. Во время волнительных ситуаций: при ответе у доски, в беседе с учителем часто проявляется отсутствие голоса. Ученица молчит. В общении со сверстниками данное состояние проявляется редко. |
|
5 |
Г. А. |
У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие. |
|
6 |
Д.Д. |
Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
|
7 |
Ж. А. |
Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
|
8 |
И.И. |
У школьника происходит ускорение темпа внешней и внутренней речи. Это ускорение настолько велико, что высказывая ту или иную мысль при ответе на уроке и вне его учащийся сбиваются с мысли, смешиваются мысли, осуществляются отрывочные суждения и ответы. В письменной речи школьника проявляется ускорение темпа внутренней речи таким образом, что у учащихся недописываются слоги, буквы в словах, пропускает слова. При написании изложения не может связать мысли в единое целое. |
|
9 |
К. А. |
Речь школьника замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. |
|
10 |
К. А. |
У школьника речь быстрая, спонтанная, не всегда имеет смысл, который могут понять окружающие. |
Смотрите также::
Интеграция образовательных областей как условие развития диалогической речи
детей
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный зап ...
Методические рекомендации по подготовке устного выступления учащихся
В практической части моей курсовой работы я объединила теоретические сведения, рассматриваемые в психолго-педагогической литературе, с разработанными схемами учителей-практиков и предлагаю алгоритм формирования навыков устного выступления с последующим анализом и самоанализом. Риторика – древнейшая ...
Система профессиональной ориентации молодежи
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения си ...