- это научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности;
- совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.
В процессе профориентации предусматривается комплексный подход к оптанту, как к индивиду и личности. Если профориентацию рассматривать как систему государственных мер, то в этом случае, ее основная цель заключается в решении задач, связанных с рациональным использованием кадров.
В данной работе профессиональная ориентация будет рассматриваться как система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того чтобы понять, что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть ее как систему. Система – это единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Поэтому необходимо выделить элементы профессиональной ориентации как системы. Пряжникова Е.Ю. выделяет в качестве субъектов профессиональной ориентации следующее: самоопределяющаяся личность; семья; психолого-педагогическая наука; психологические центры и службы, где осуществляется помощь в профессиональном самоопределении; образовательные учреждения и, прежде всего, школа; профессиональные образовательные учреждения; фирмы, организации, предприятия, где продолжается решение различных карьерных вопросов; органы управления разных уровней; государство; мировая экономика.
Педагогическую науку как субъект профориентации следует рассматривать в лице конкретных ученых и преподавателей, которые разрабатывают профориентационную проблематику и готовят специалистов-профконсультантов. В последнее время сильно усилились миграционные процессы, поэтому мировая экономика, в лице руководителей различных государств и их представителей в международных организациях, тоже выступает как субъект профориентации.
В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» выделяются следующие цели профориентации:
- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Как видно круг целей достаточно ограничен и не охватывает в полной мере потенциальные возможности профориентации, и, следовательно, не дает в полной мере развиваться профориентации как системе.
В качестве задач можно выделить:
1. формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;
2. развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;
3. обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.
Профессиональная ориентация осуществляется, как уже было сказано, в следующих направлениях: профессиональное просвещение, т.е. предоставление молодежи информации о различных профессиях, о потребностях рынка труда в кадрах, психофизиологических требованиях профессии, способах получения образования для той или иной профессии и т.п., данное направление включает в себя профпропаганду (формирование у молодежи интереса к определенным видам труда исходя из потребностей предприятия, разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим прфессиям), профинформирование и профагитацию. Профессиональное просвещение может проводиться как во время уроков, так и внеурочное время; «профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности». Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения. Завершающая профконсультация направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Уточняющая профконсультация как правило выходит за рамки школы и осуществляется в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ и на предприятиях. Может иметь вид индивидуальной или групповой работы. Индивидуальная профконсультация может проводиться при помощи следующих методов: беседа (может вестись в свободной форме или как интервьюирование, т.е. профконсультант будет придерживаться заранее заготовленных вопросов); тестирование (проводится для выявления у клиента профессиональных интересов, склонностей, способностей и индивидуальных особенностей, как правило, для этого используют следующие тесты: тест "КИ-40,50, 78, 120 или 174" – Карта интересов содержащая 50 вопросов, которые направлены на выявление у клиента познавательных и профессиональных интересов к 10 областям деятельности, а так же ДДО (20 и 30), ОПГ, Голланд, КОС и " Ориентировочную анкету "; составление формулы выбора профессии; использование профессиограмм, как правило, в такой работе применяются неполные варианты; работа с родителями, в процессе которой ведется беседа об их мнении относительно профессионального будущего их ребенка, об увлечениях и любимых занятиях в разные годы, о чертах характера ребенка, отношении к труду, окружающим, об отношениях в разные годы с учителями и друзьями, о состоянии здоровья подростка, выясняются взаимоотношения в семье, кто имеет на ребенка наибольшее влияние и т.п.); профессиональный подбор – определение круга профессий, наиболее подходящих для данного человека с учетом его психофизиологических и личностных данных; профотбор, т.е. на основе анализа медицинских показателей и психологических качеств человека, которые необходимы ему, что бы успешно обучаться профессии или для труда на вакантном рабочем месте, установить степень его пригодности к избираемой или рекомендуемой профессии. Он ведется при помощи аппаратных, тестовых и др. методик для измерения профессионально важных качеств. После этого сопоставляются полученные данные и требования, которые содержатся в профессиограммах, предъявляемыми исполнителю тем или иным видом труда; профадаптация. На этом этапе для молодых специалистов создается благоприятные условия труда для их скорейшего вхождения в процесс производства. Это осуществляется с помощью социально-экономических, организационно-административных и психолого-педагогических методов.
Смотрите также::
Программы по обучению декоративно-прикладному
искусству
Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания. Ученые справедл ...
Сущность содержательно-оценочной основы обучения
Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными», — утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определенно в ...
Образовательное и воспитательное значение
уроков ИЗО
В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей В системе обучения и воспитания учащихся школы большое ...