Кандинский считает, что “мир линий включает в себя решительно все оттенки выразительности - от холодного лиризма первоначально до жаркого драматизма в конце”.
Прямая линия есть “самая сжатая форма бесконечной возможности движения”. Среди прямых Кандинский выделяет вертикаль, горизонталь и диагональ. Их восприятие у Кандинского связано с температурными, светотеневыми, цветовыми и звуковыми ассоциациями, что позволяет образно осмыслить простейшие казалось бы знаки. За счет этого дифференциация значений линий очень широка. Отдельно он рассматривает в своих трудах ломанные и кривые линии, в каждой части пути которой Кандинский находит множество вариантов восприятия (негатив - позитив, тишина - шум, напряжение, тяготения к чему-либо и т.д.).
На основе вышеизложенного можно сформулировать задания (чем и пользуются современные учебные заведения). Например, через комплекс линий передать покой и движение; светотеневое, цветовое или иное ритмическое или образное “звучание" вертикалей, горизонталей, свободных диагоналей; поэзию волн (рост, пик, спад). Разумеется, этим приемы не ограничиваются; в дальнейшем линия может сочетаться с точкой и далее, далее (см. приложение).
Также к одним из самых известных, самых используемых приемов в сфере образования, автором которого тоже является Василий Кандинский, является аналитический рисунок (см. приложение). Этот курс в программу обучаемых герой впервые предложил использовать в школе Баухауса.
Студентам ставилась задача самим поставить натюрморт из каких-либо предметов, хотя бы из тех, что найдутся в классе. И в своих работах не буквально отобразить предметы, а постараться проанализировать их взаимоотношения и внутреннюю сущность достаточно скупыми выразительными средствами. Основную цель курса Кандинский видел в проникновении в сущность предметов и понимание абстракции.
Во втором семестре учебного года Василий Кандинский вел предмет "Основы художественного проектирования", который по сути, представлял собой общую теорию дизайна. Курс был построен на изучении основных функций и взаимодействий композиционного центра и композиционного пространства, характеристик линии, пятна, объема.
Особенно известным, из материала Василия Кандинского, стал курс "Цвет" (см. приложение), в котором он предложил ассоциации между основными цветами и основными геометрическими фигурами: желтый - треугольник, красный - квадрат и синий - круг. Кандинский преподавал теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до психологии восприятия цвета и специфики работы с "нецветами" - черным и белым.
Цвет у Кандинского считается самоценен, цветовыми гармоническими сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Каждый цвет имеет присущую одному ему выразительную ценность. Ею можно передавать духовные переживания без изображения реальных предметов. Игра цветовых пятен и линий должна вытеснять образы реальной действительности. Каждый цветовой аккорд должен четко обозначать ассоциативное содержание мистического и музыкального характера. Кандинский признает духовность красок, построенную на цветовом контрасте. При восприятии цвета в изображении в глаза должны бросаться теплые и холодные, светлые и темные его тона. Теплота или холод краски - это склонность к желтому или синему, это движение в горизонтальном направлении. При теплой краске движение направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной - удаляется от него.
В работе приводятся наиболее распространенные, наиболее ротируемые материалы нашего героя. Представьте себе, каковым был его курс в синтезе всех его положений и резолюций. Стоить заметить и высоко оценить методику преподавания Кандинского даже заочно, ведь сложно представить, что этот человек давал все эти действительно важные материалы ученикам цельно, последовательно (уже очевидно, что у него наверняка имелась своя собственная иерархия подачи теории и практики в области дизайн-образования).
Многие склонны утверждать, что язык форм и красок Кандинского - это система ассоциативно-символических обозначений и воспринимается поэтикой метафор лишь в области абстрактного искусства. С этим утверждением можно категорически не согласиться хотя бы по причине той самой идеи Василия Васильевича и господина Гропиуса, учредителя Баухауса, о сложном синтезе всех видов искусств в процессе обучения. Второй момент отрицания узких и специфических рамок концепции Кандинского - это факты из нашей современной жизни: совершенно очевидно, что на его материалы опираются многие преподаватели в сфере художественного образования.
Подведем общий итог. Тема данной работы "Педагогическая деятельность Василия Кандинского", всемирно известного художника, теоретика и талантливого педагога, актуальность работ которого остается неизменной.
Исследовалась педагогическая деятельность Василия Васильевича и его вклад в развитие художественных дисциплин. С особенным вниманием рассматривались его работы и методики, ставшие когда-то в корень новыми для мирового художественного образования, имеющие большое значение в истории преподавания в интересующей сфере. Были изучены основы теоретического курса Василия Кандинского, чуть позже ставшие основами методик преподавания в мировой художественной педагогике.
Смотрите также::
Сущность формирования профессиональных умений и навыков
Движения и действия реализуются у человека сознательно и бессоз-нательно. Осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. С одной стороны, никакое действие человека не бывает до кон-ца автоматизированным (т. е. удаленным из сознания), потому что оно в конечном счете вызы ...
Понятие образовательной
системы, ее свойства
В научной литературе содержится множество формулировок понятия «система». При этом выделяется два основных подхода к ее формированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними. Под систем ...
История развития работы с соломой
Солома, сухие стебли хлебных злаков – прекрасный материал, который после определенной обработки пригоден для изготовления самых разнообразных изделий. Из ровной, немятой соломы плетут плоские (маты, шторы, половики) и объемные (корзины, шляпы и др.) предметы, выполняют аппликации и инкрустации. Сол ...