В школьных мастерских на верстаках изготавливают детали и сборочные единицы. Деталь является изделием из однородного материала без применения сборочных операций (например, шип, шкант, винт и т.п.). В детали можно выделить элементы, имеющие определенное значение, например отверстия, выступы, углубления и др.
Сборочная единица состоит из нескольких деталей. Процесс соединения деталей между собой называется сборкой.
Каждое изделие имеет свою конструкцию, т.е. определенное устройство. Материалы, из которых изготовлены изделия (древесина, металлы, пластмассы и др.), называют конструкционными.
Перед изготовлением изделия надо внимательно изучить его конструкцию: уяснить форму, размеры, число деталей и способы их соединения, число элементов и др.
При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.
Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.
Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций.
Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.
Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.
Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.
Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.
Технологическая карта. Изготовление кухонной разделочной доски
№ |
Последовательность выполнения переходов |
Графическое изображение |
Инструменты и приспособления |
1 |
Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10…12 и разметить контур изделия по шаблону |
Шаблон, карандаш | |
2 |
Выпилить контур изделия |
Ножовка столярный верстак | |
3 |
Наколоть шилом центр отверстия, высверлить отверстие. |
Шило, сверло, коловорот или дрель | |
4 |
Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы |
Верстак, шлифовальная колодка, тиски. |
Приёмы резьбы криволинейного рисунка, так же как и прямолинейного, состоят из надрезания и последующего подрезания с наклоном режущего инструмента в другую сторону или поворотом заготовки или изделия. Рисунки с полукруглыми выемками вырезают полукруглыми стамесками. Ими же надрезают лепестки. Лезвие вводят в древесину в начале линии и, вращая стамеску, совмещают лезвие с кривой, наклоняя его к центру розетки. Продолжают надрез того же лепестка средней стамеской, а заканчивают — отлогой. Этими операциями надрезают все лепестки розетки, а подрезку контура делают более отлогой стамеской. Все лепестки по очереди подрезают сначала средней стамеской, а затем — отлогой.
Украшение готовых изделий розетками, растительными или стилизованными орнаментами в технике контурной резьбы производит сильное художественное впечатление и показывает высокую технику исполнения. А техника и приёмы резьбы, как и во всяком другом виде искусства, вырабатываются длительной тренировкой.
Каждое дело имеет свою историю, есть она и у токарного искусства. Обработка древесины — одно из древнейших ремёсел, освоенных человеком. Развиваясь на протяжении многих веков, передаваясь от поколения к поколению, искусство декоративных работ по дереву обогащалось опытом и национальными традициями. Обработка древесины как материала также совершенствовалась. На протяжении почти трёх тысячелетий токарный станок был единственным устройством, обеспечивавшим полную обработку древесины — от грубо обрубленной заготовки до готового изделия или его детали. При этом благодаря искусству применению простейших измерительных инструментов и шаблонов стало возможным изготовление одинаковых деталей.
Смотрите также::
Использование компьютера для дополнительного образования
Эта модель ориентирована на возможность получения дополнительного образования. Сюда можно отнести: подготовку к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, самостоятельное изучение иностранных языков, получение начальной профессиональной подготовки, углубленное изучение отдельных школьных д ...
Опрос – как важнейшее звено текущего контроля в 8 классах
Насколько важен опрос на уроке при текущем контроле знаний и умений учащихся? Некоторые учителя предлагают резко сократить опрос, ограничиваясь итоговым опрашиванием. Но что, же в этом случае произойдет? При редком опрашивании ученики перестают готовиться к урокам. Не спрашивают, а зачем готовиться ...
Разговор с родителями: основные психологические потребности дошкольника
Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности. Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует г ...