Нормальное развитие детства предполагает субъектный принцип построения отношений между взрослыми и детьми как субъектами взаимодействия. Однако в современном обществе прослеживается иная картина - деформированные взаимоотношения взрослых и детей. Автор выделяет причины сложившейся ситуации. К ним он относит следующие:
Слабо структурированная, сложная система отношений общества, государства и конкретных взрослых с детьми, т.е. взаимоотношения на общественном, государственном и индивидуальном уровнях. Очевиден серьезныйдефицит внимания, уважения к ребенку.
В характеристике реальной позиции современного детства и его отношений с взрослым миром важнейшее значение имеют особенности социального статуса детства в обществе и внутренние связи в нем самом, которые в настоящее время, по существу, блокированы обществом, где рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. В нашей стране"легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений". Однако дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой, в организации особых социальных структур, которые несут определенную нагрузку как в детском социуме, так и во взрослом мире.
Во взрослом мире реально не выработано отношение к детству как к субъекту взаимоотношений, поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания. Это проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего
человека не подчеркиваются, не фиксируются, атрибутно не обозначаются. Сложный процесс социального развития ребенка, овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется, что затормаживает, осложняет социальное созревание подростков и юношей.
Серьезную психологическую роль в характеристике отношений взрослого мира и детства играет отсутствие доверия к растущим людям, выведение их за пределы социально значимых дел. Так, в школах до сих пор не создаются условия для включения детей в ситуации, требующие проявлениями социальной ответственности.
В организации отношений взрослого мира и детства нарушен принцип непрерывности характера воспитания и не реализованы возможности поступательного процесса развития личности. "Второстепенность" воспитания привела к непростительным просчетам в важнейших областях развития личности, в частности, к разным формам противодействия взрослым.
Фельдштейн Д.И. подводит к пониманию того, что забота о детях, их росте, взрослении проявляется взрослым миром на двух уровнях отношений:
1) эмоциональном - объективно имеющаяся и проявляющаяся любовь и симпатия к младшим;
2) на моральном - социальная ответственность за будущие поколения, включающая осознание и своего будущего, обязанности по отношению к детству и формирование будущих обязанностей детей по отношению к взрослым.
До XXI века детство находилось на периферии общественных интересов; оно, в основном, воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В современной цивилизации детство отделено от взрослости специальными переходными этапами - отрочеством и юностью.
О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие. Многие ученые отмечают, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения, период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития.
Свои лекции в Московском университете Д.Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития, заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.
Смотрите также::
Диагностика творческого мышления студентов-филологов
При опросе были отмечены экспертной комиссией те студенты-филологи, которые смогли полноценно реализовать на практике данные требования. Именно эти студенты являются обладателями тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для интерпретации художественного произведения. В связи с тем, что в на ...
Школа в Древнем Египте
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип личности. Идеалом древнего ...
Методика формирования коллективизма у школьников
Рассматривая методику формирования коллективизма, мы подразумеваем, рассмотрение методов и приемов работы, которые входят в эту методику. Итак, рассмотрим основные методы: · Совместная практическая деятельность. Но необходимо учитывать, что эта деятельность должна носить гуманистический характер, а ...