Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Следует отметить, что в детском саду №12 "Ромашка" компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась своя система работы по организации речевой деятельности. (Опыт работы учителей - логопедов ДОУ занесен в банк данных Вологодской области).
Работа логопеда в ДОУ имеет свои особенности в силу специфики организации коррекционно-развивающего процесса с детьми, имеющими двигательную патологию.
Особенности работы логопеда заключаются в следующем:
Комплектование групп происходит по возрастному признаку без учета медицинского диагноза и речевого нарушения. (Одну группу посещают дети с разными речевыми нарушениями - ФФН, ОНР разных уровней, заикание, и т.п.).
Основной формой организации детей являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Работа строится на диагностической основе.
Речевые задачи решаются с учетом особенностей ортопедического режима через оптимальное распределение речевого материала в течение дня.
Организация работы логопеда с подгруппами носит вариативный характер, так как формирование подгрупп по ортопедическому и речевому нарушению не совпадают.
Результативность работы логопеда осложняется прерыванием работы с детьми из-за отсутствия их в ДОУ длительный период (оперативное лечение, домашний режим, санатории, лечение в реабилитационном центре).
Трудность в реализации поставленных коррекционных задач заключается в отсутствии методических рекомендаций и опыта работы по организации логопедической деятельности в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи даны с учетом особенностей работы логопеда в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В одной возрастной группе могут находиться дети с разным речевым нарушением. Так как коррекционная работа проводится с учетом речевого диагноза, то формирование просодической стороны речи также зависит от речевого диагноза данной подгруппы. Целенаправленное обучение детей владению средствами устной речи проходит на специально организованных занятиях логопеда в комплексе с той программой коррекционной работы, которая предусматривается при том или ином нарушении речи. При этом наибольшее внимание уделяется работе над тем компонентом просодики, который чаще всего нарушается при каком-либо речевом диагнозе. Так, например, при заикании страдает темпо-ритмическая организация речи. Значит, при построении коррекционной работы по формированию просодической стороны речи у заикающихся наибольший акцент делается на работу над темпо-ритмической организацией речи.
Работу, направленную на развитие просодической стороны речи следует строить на основе принципов:
доступности;
последовательности;
систематичности;
целостности;
комплексности;
концентричности подачи материала.
Формирование просодической стороны речи должно осуществляться в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводиться на любых логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и т.д.
Формирование просодической стороны речи должно проходить через все виды деятельности детей в детском саду: на всех занятиях логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных, а также включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. Не должна заканчиваться эта работа даже тогда, когда ребенок уходит домой. Там эту работу продолжают родители, следуя рекомендациям логопеда.
Смотрите также::
Опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний,
умений и навыков учащихся
Еще в период обучения грамоте (система развивающего обучения) учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбурга Е.В.Бельдина ставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - зрительному вниманию, которое сливается в одну орфографическую задачу. Но в этот период у нее не получилось система ...
Детское эстрадное творчество
С первых шагов Советской власти в области искусств были приняты меры, чтобы создать зрелища для детей. Театрально-музыкальная секция Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, возникшая в начале 1918 года и возглавлявшаяся П. М. Керженцевым, уже имела детский отдел,. Первые мероприятия эт ...
Основы элементов детского актерского мастерства
Художник с детства должен уметь рисовать, музыкант с детства должен иметь слух, что же касается актёрских способностей, они есть у каждого, все дети играют. В известном смысле все люди - актёры. Хотя бы потому, что социальное положение человека неминуемо диктует ему формы его социального поведения. ...