Необходимо заметить, что установление связи между синонимией и антонимией — один из принципов словарной работы.
Далее рассмотрим многозначные слова и омонимы. С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты азбуки (букваря). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значений. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения.
1 . Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов. 2. Сравнить значения слов в сочетаниях: Идут часы — идут дети — идёт строительство.
3.Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов:
картофель сырой — . , земля сырая —
4.Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов:
песок сырой — . , картофель сырой —
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса.
Теоретический материал по многозначности и омонимии в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.
Сейчас перечислим приемы активизации словаря. 1 . Составление словосочетаний с нужными словами. Составление предложений с заданными словами (составляется несколько вариантов предложений).
3.Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.
4.Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления.
Таким образом, система словарной работы со школьниками состоит
в том, чтобы слово:
- правильно воспринималось в тексте;
- было понято со всеми оттенками и окрасками;
- вошло в словарь ребенка;
- воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях. По определению активизация словаря — это одно из важнейших
направлений словарной работы на уроках русского языка, поэтому учитель должен предусматривать систематические, ежеурочные специальные задания по активизации, опираясь на читаемые тексты, на те слова, с которыми велась работа по углублению их понимания.
Смотрите также::
Лабораторный практикум по ботанике
Соотношение обучения и умственного развития детей – одна из важнейших, современных проблем. Она стала особенно актуальной потому, что в последние годы прогресс науки осуществляется чрезвычайно быстро и круг знаний об объектах растительного мира все более расширяется. Поэтому одной из важнейших зада ...
Углы в прямоугольном треугольнике
Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике Рассмотрим прямоугольный треугольник ABC с прямым углом C (рис. 10). Катет BC этого треугольника является противоположным углу A, а катет AC – прилежащим к этому углу. Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется от ...
Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного
процесса в учреждениях начального профессионального образования
Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как пр ...