Новое в педагогике » Лексическое развитие речи учащихся в начальной школе » Методика работы со словом

Методика работы со словом

Страница 3

Необходимо заметить, что установление связи между синонимией и антонимией — один из принципов словарной работы.

Далее рассмотрим многозначные слова и омонимы. С многозначностью слов (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. Впервые с многозначностью слов дети встречаются в период обучения грамоте, читая тексты азбуки (букваря). Основой работы над многозначностью в это время является анализ слов из прочитанного текста, разграничение их значений. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения.

1 . Подобрать слова, которые имели бы по 2—3 значения; на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов. 2. Сравнить значения слов в сочетаниях: Идут часы — идут дети — идёт строительство.

3.Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов:

картофель сырой — . , земля сырая —

4.Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов:

песок сырой — . , картофель сырой —

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: Несет меня лиса за темные леса.

Теоретический материал по многозначности и омонимии в начальных классах не дается, и формирование соответствующих понятий проходит лишь подготовительную стадию.

Сейчас перечислим приемы активизации словаря. 1 . Составление словосочетаний с нужными словами. Составление предложений с заданными словами (составляется несколько вариантов предложений).

3.Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.

4.Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием опорных слов, т.е. заданных для обязательного употребления.

Таким образом, система словарной работы со школьниками состоит

в том, чтобы слово:

- правильно воспринималось в тексте;

- было понято со всеми оттенками и окрасками;

- вошло в словарь ребенка;

- воспроизводилось в нужных случаях в собственных высказываниях. По определению активизация словаря — это одно из важнейших

направлений словарной работы на уроках русского языка, поэтому учитель должен предусматривать систематические, ежеурочные специальные задания по активизации, опираясь на читаемые тексты, на те слова, с которыми велась работа по углублению их понимания.

Страницы: 1 2 3 


Смотрите также::

Сходство и различие между понятиями “подход к обучению” и “метод обучения”
История методики преподавания иностранных языков за рубежом и в нашей стране, появление и развитие новых методов обучения языку в школе и вузе всегда были самым тесным образом связаны с новыми тенденциями в лингвистике, психологии и педагогике. Данные этих базисных для методики наук коренным образо ...

Предпосылки успешного овладения иностранным языком дошкольниками
Проблема раннего обучения иностранному языку заключается в необходимости изыскать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Экспериментальные исследования показывают на то, что после 9 л ...

Воображение и творчество в младшем школьном возрасте
Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение. Воображение – это создание нового в ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edumask.ru