Новое в педагогике » Специальная педагогика и специальная психология » Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Страница 5

Ряд исследователей (М. К. Акимова, В. Т. Козлова, 3. И. Калмы­кова, Л.С.Славина) указывают на связь природных особенностей ребенка и трудностей учения. Одной из причин низкой успеваемо­сти может выступать неадекватное использование ребенком осо­бенностей своей нервной системы и игнорирование этих особен­ностей педагогами и родителями. Согласно современным пред­ставлениям, нельзя не считаться с индивидуально-типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом процессе. Речь идет о таких свойствах нервной системы, как сила и подвиж­ность.

Некоторые психологические исследования свидетельствуют о том, что слабые и инертные по своим нейродинамическим особен­ностям школьники хуже учатся, чаще становятся слабоуспевающи­ми или неуспевающими. Однако такая связь не является неизбеж­ной, среди отличников нередко встречаются школьники со слабой и инертной нервной системой (М.К.Акимова).

Многочисленными исследованиями показано, что увеличение количества эмоциональных расстройств и нарушений поведения связано с имеющимися у детей хроническими соматическими и фи­зическими дефектами. Однако специалисты утверждают, что нару­шения поведения не являются прямым результатом соматического заболевания или физического дефекта. Эти дети имеют трудности особого характера, психологические трудности. Дети очень болез­ненно переживают свой физический недостаток или ограничения, связанные с болезнью, а также различные нервные проявления

(заикание, тики и пр.). Они не могут принимать участие в некото­рых видах деятельности, типичных для нормальных детей (спор­тивные игры и др.) и необходимых для формирования личности. Снисходительное, насмешливое или даже пренебрежительное отно­шение сверстников и взрослых приводит к возникновению у ре­бенка чувства неполноценности, сказывается на самооценке, вы­зывает замкнутость, трудности в поведении и конфликтные пере­живания.

Конфликтные переживания всегда носят социальный характер, утверждают специалисты. Они возникают в результате действия психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или школе. Внутренний конфликт характеризуется наличием в сознании ре­бенка противоположно окрашенных эмоциональных отношений к кому-либо или к сложившейся ситуации. Он возникает в том слу­чае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы и длительно удерживаются в его жизни и сознании. В какой-то момент он ока­зывается неразрешимым для ребенка. Такой неразрешенный конф­ликт, затягиваясь, может влиять на формирование характера, пове­дения и тормозить умственное развитие (Т. А. Власова).

Иначе может складываться ситуация, когда ребенок целиком погружается в вопросы своего здоровья и лечения и у него не ос­тается времени для других дел и общения.

Дети с физическими и соматическими дефектами нуждаются в определенной поддержке и защите, но они должны учиться быть самостоятельными и уметь заботиться о себе, как и другие дети, считает доктор М. Раттер.

Клинические и психологические исследования свидетельствуют, что перенесенные органические заболевания центральной нервной системы, нарушения мозговых структур, недостаточность отдель­ных корковых функций являются основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, прежде всего - лобных отделов (Т. А. Вла­сова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.).

Свидетельством органической недостаточности центральной нервной системы могут быть гиперактивность, импульсивность, агрессия, тревога. Многие авторы (Т.А.Власова, В.С.Иванов) по­лагают, что церебральные астении, нарушения эмоционально-воле­вой сферы являются следствием функционально-динамических на­рушений в центральной нервной системе. Это может выступать и первопричиной задержки психического развития ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Смотрите также::

Теоретические основы развития игры
Ребенок, играя, все время стремиться вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазии «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что псих ...

Методические рекомендации к изучению темы «Прямоугольный треугольник»
Введение прямоугольного треугольника, свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников Назначение параграфа – дать методические рекомендации к изучению «Прямоугольного треугольника», таких тем как введение прямоугольного треугольника, некоторые свойства прямоугольных треугольников, признак ...

Классификация упражнений
Попыток классификаций упражнений сделано не мало. Часть методистов предлагает в основу какой–либо один критерий: степень преобразования информации (Н.И. Гез), возможность обеспечить употребление элементов языка (Б.А. Лапидус), подготовленность высказывания (Н.С. Обносов) и др. Но каким бы правильны ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru