Взрослый может вмешиваться в игру, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.
Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Таким образом, игра– этоодна из основныхвидовдеятельностидетей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, мышление, воображение. Игра является неотъемлемой частью свободной деятельности детей, их свободного общения в процессе, которого происходит познавательное развитие ребенка. Игра также включена в педагогический процесс, т.е. целенаправленно используется в целях развития детей, следовательно, может использоваться и как средство развития воображения.Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый – его педагогическая позиция,личность его в целом.Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства деятельностью детей следует обогащать представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение и т.д.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в сознании новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий. Воображение подразделяется на виды: активное, пассивное, продуктивное, мечты, грёзы, сновидения. Выделяются три основные функции воображения: познавательная, эмоциональная, воспитательная (формирующая).
Фактором формирования воображения дошкольника является потребность в новых впечатлениях, общения со взрослыми, сверстниками, открывающим способы получения впечатлений. Процесс развития воображения подчиняется общему закону развития высших психических функций, воображение должно развиваться путём включения в управление овладением особых средств.
В воображении дошкольника играет большую роль общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.
Процесс функционирования воображения старшего дошкольника характеризуется прежде всего тем, что в возрасте 5-6 лет ребёнок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Кроме того, в этом возрасте ребёнок способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их.
В процессе обучения детей должно формироваться умение выделять не только сами объекты, но и отношения между ними; умение действовать именно с отношениями и, главное, умение обобщать эти отношения, приводить их к единству, к целостности. Такое построение образа воображения возможно при движении сознания от целого к частям, от общего к частному, что присуще содержательному обобщению, которое характерно не только для научно-теоретического мышления, но и для процесса создания образов творческой фантазии.
Продуктивная деятельность направлена на получение конкретного продукта (рисунка), в котором должна «опредмечиваться» представления ребенка. Однако целостность образов, которые поражает детское воображение и сознание отличается подвижностью, неопределенностью. Дети не умеют проявлять самостоятельность при переходе от замысла к воплощению, имеют низкий уровень воображения.
Анализ проблемы развития воображения дошкольников позволил выявить наиболее острые и недостаточно изученные аспекты данной проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как развитие механизмов воображения на протяжении дошкольного детства; особенности структуры воображения ребенка как одного из творческих процессов; зависимость развития воображения от особенностей личности ребенка; возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства.
Продуктивная деятельность как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей, особенно для процесса формирования воображения.
Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация.
Смотрите также::
Природа познавательных способностей человека в понимании Абая
Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов. Дидактические установки Абая в вопросах умственного воспитания можно сформулировать в следующем виде: 1. Обучение от простого к сложному. Этот один из основных п ...
Рекомендации
родителям по использованию занимательного материала дома
Одно из важнейших условий эффективности воспитательного процесса – формирование познавательного интереса. Познавательный интерес – это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. В основе мотивации – эмоциональный фактор (нравится – не нравится) и во ...
Теоретическое обоснование обучения навыкам чтения младших
дошкольников
Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Н.Толстого, В.В.Розанова, К.Д.Ушинского, И.Д.Бунакова, В.А.Сухомлинского. Знаменитый писатель и пед ...