Новое в педагогике » Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста » Дидактическая игра как средство развития дошкольников

Дидактическая игра как средство развития дошкольников

Страница 8

Бережное отношение к объектам природы:

Низкий уровень составил 90% (18 человек) - 25% (5 человек) соответственно сентябрь, 2004-05 уч. года - сентябрь, 2005-06 уч. года.

Показатель среднего уровня изменился значительно и наметилась положительная тенденция в его характеристиках, так в сентябре 2004-05 уч. года он составил 10% (2 человека), а в сентябре 2005-06 уч. года - 60% (12 человек).

Показатель высокого уровня на сентябрь 2004-05 уч. года отсутствовал, а в сентябре 2005-06 уч. года составил 15% (3 человека), что является хорошей динамикой в сформированности бережного отношения к объектам природы и т.п. качественные изменения произошли с двумя другими критериями экологической воспитанности за период с сентября 2004-05 уч. года по сентябрь 2005-06 уч. года.

Хотелось бы сказать, что положительная динамика в формировании экологических представлений об объектах природы и отношения к ним детей, выявлена, но необходимо продолжить работу в этом направлении, т.к максимальный результат не достигнут, дети лишь в средней возрастной группе и тем более только начало учебного года. К концу обучения в средней группе дети должны различать и называть конкретные виды деревьев и кустарников, травянистых растений, животных разных экологических групп; знать основное строение растений, некоторые особенности органов животного, замечать и понимать признаки "живого" - движение, питание, состояние по сезонам; иметь представления о росте и развитии растений и животных, о месте обитания и способах существования. Должно быть сформировано бережное отношение к объектам природы, которое заключается в любознательности детей, эмоциональном общении с природой, принятии активного участия в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых и осознание необходимости бережного отношения к объектам природы, мотивируя его нравственно-эстетическим, практическим и средообразующим значением для природы и людей.

Диаграмма 4

Анализ сравнительных результатов общего показателя экологической воспитанности детей выделенной группы выявил положительную динамику в его формировании за период с сентября 2004-05 уч. года по сентябрь 2005-06 уч. года. Так, экологическая воспитанность выросла до высокого уровня, который составляет 19%, значительные качественные изменения претерпел показатель среднего уровня, он вырос с 13% до 66% соответственно, а показатель низкого уровня экологической воспитанности снизился до отметки 15% (для сравнения: в сентябре 2004-05 уч. года составлял 87%).

Таким образом, выдвинутая гипотеза экспериментальной работы подтвердилось не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли существенные положительные изменения в экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.

Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.

Социальный заказ общества на экологически грамотную и природосообразную личность предопределил цель экологического образования, направленную на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Смотрите также::

Выявление условий развития познавательного интереса учащихся с отклонениями в поведении
В психолого-педагогической литературе (С.Я. Беличева, И.А. Невский, А.Г. Хрипкова, В.Г. Степанов) наиболее конфликтогенным периодом в возрастной периодизации отмечен подростковый возраст. Так называемый "переходный период" (И.П. Брязгунова, Е.С. Иванов) имеет свои особенности не только со ...

Системы образования некоторых стран
Нидерланды Вся система голландского образования базируется на главном принципе: свобода образования. Это включает в себя описанные ниже принципы организации школьного образования. Свобода образования, гарантируемая определенной статьей Конституции страны, основывается на свободе учреждения школ, ор ...

Основные составляющие психолого-педагогической работы школьного библиотекаря
Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во мно ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru