Новое в педагогике » Кампус как центр университетской и культурной жизни » Жизнь студентов в 60-е годы ХІХ века

Жизнь студентов в 60-е годы ХІХ века

Крайняя скудость материальных средств была уделом многих студентов. Некоторые из них приходили в университет за сотни верст пешком. Здесь их часто ждали полуголодная жизнь, неустроенный быт. Не на что было одеться, обуться, даже купить свечи. В.В. Берви рассказывает, что обследование материального положения студенчества обнаружило факты, почти неправдоподобные: два студента жили в шкафу, третий – в дощатой будки из-под извести. Чернышевский назвал их «мучениками своего стремления образоваться».

Демократическое происхождение и стесненное материальное положение многих студентов, которым с юных лет приходилось рассчитывать лишь на себя и на свои силы, вызывали в них недовольство окружающим, воспитывали самостоятельность, деловитость, непримиримость к фразерству. Происходившие в стране события заставляли напряженно работать пытливые молодые умы. Острота классовой и общественно-политической борьбы порождала готовность к протесту.

Рушился прежний режим в университетах. Еще несколько лет назад студенты находились, можно сказать, на полувоенном положении. Подчиненные строжайшей дисциплине, подвергавшиеся придирчивому, нередко грубому отношению со стороны попечителей, инспекторов, а то и профессоров, они не имели голоса в университетских делах. Теперь же в иной обстановке, возбужденная всем происходившим, возросшая количественно, принявшая в себя сильную разночинную струю, учащаяся молодежь стала во многом другой. Чувство собственного достоинства, боевой дух, напористость давали о себе знать во всем – в отношениях с профессорами и начальством, в поведении внутри и вне университета. Кризис правительственной политики сопровождался ослаблением надзора за студентами.

Возросшая самостоятельность молодежи проявлялась многообразно. Изменилось отношение к учебе. Помимо обязательных лекций, учащаяся молодежь посещала публичные, черпала знания из книг и периодики. Появилась возможность сравнения и выбора. Переписыванье и заучиванье наизусть профессорских лекций уступало место самостоятельной работе с книгой, пассивное восприятие – критическому осмыслению услышанного и прочитанного.

В студенческой среде рос серьезный интерес к науке. То по совету и под руководством профессоров, то помимо их юноши втягивались в научную работу, сами искали и находили литературу, способную ответить на их запросы, переводили и издавали лучшие иностранные сочинения, затевали литературно-научные предприятия, сотрудничали в общелитературных и научных журналах.

Кроме интереса к науке у студентов появился интерес к выступлениям и движениям протеста. Студенты добивались самоуправления, отмены административного произвола, права голоса в университетских делах, отмены курсовых экзаменов, обязательного посещения лекций и других формальностей, не соответствующих, по мнению шестидесятников, высокому назначению университета.

На рубеже 50-60-х годов изменился весь строй студенческой жизни. Рядом с традиционными тесными кружками возникли широкие объединения и организации. Ярким проявлением нового стала студенческая сходка – орган общественного мнения студенчества. В университете впервые раздался голос студенчества как коллектива, отстаивающего свои права, предъявляющего свои требования.

Студенческие сходки начались с конца 1856-1857 г. Поводы в каждом отдельном случае были разные. Раз начавшись, сходки уже не прекращались и прочно вошли в студенческий быт. Их значение было велико. Они воспитывали привычку к коллективным действиям, ту сплоченность, готовность стоять друг за друга, которые составляли сильную сторону студенческого движения.


Смотрите также::

Возрастные особенности подростков и виктимизация
Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормальног ...

Опыт деятельности по профориентации школьников Красноярского краевого центра профессиональной ориентации молодежи
Практика показывает, что развернуть профориентационную работу с молодежью в должном объеме возможно только совместными усилиями органов образования, учебных заведений, предприятий, организаций и государственных учреждений. Одним из таких государственных учреждений, основная деятельность, которого н ...

Связь педагогики с другими науками
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru