- определить в названном педагогом слове первый, последний звуки;
- определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);
- определить и назвать последовательность звуков в слове, их количество, место каждого звука по отношению к другим (перед каким, после какого звука стоит заданный звук);
- подобрать слова с заданным количеством звуков;
- определить количество слогов в предложенных словах;
- сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;
- придумать слова с заданным количеством слогов;
- сгруппировать картинки в зависимости от количества слогов в их названиях;
- добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова;
- расчленить названные слова на слоги, слоги на звуки;
- преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки;
- составить слова разной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки;
- составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным учителем схемам;
- установить соотношение между звуковым и знаковым составом слов (соотнести слово и изображение предмета; вписать знакомые буквы в схему слова; по отдельным буквам определить все слово) и т.д. (9, с.86).
Проведенная в указанной последовательности работа с детьми создает условия для успешного освоения звукопроизношения. В свою очередь, это будет способствовать уточнению представлений о звуковом составе языка, и содействовать закреплению навыков фонематического анализа и синтеза.
Коррекция речевых нарушений у детей младшего школьного возраста включает 6 направлений деятельности педагога:
- развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- дифференциация букв, имеющих оптическое сходство, состав слова;
- согласование, управление, работа с текстом;
-чтение и пересказ текста;
- составление рассказов.
На уроках лингвистического цикла педагог продолжает обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения учащимися на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач; коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи при переходе из начальной школы в среднюю.
Осуществляя данные направления коррекции речевых нарушений дети младшего школьного возраста будут знать и применять эти знания в практической деятельности:
- признаки гласных и согласных звуков;
- два способа обозначения мягкости согласных на письме;
- изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;
- графическое начертание заглавных и строчных букв, в соответствии с нормами каллиграфии;
- признаки словосочетания и предложения, главные члены предложения;
- что такое однокоренные слова;
- понятие “текст” и его признаки.
- делать полный звукобуквенный анализ слов;
- производить слоговой анализ слов: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, и ударную гласную;
- выделять корень в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова;
- проверять безударные гласные и парные согласные в корне с изменением числа и подбором однокоренных слов;
- практически пользоваться различными способами словообразования;
Смотрите также::
Мужская одежда. Рубахи
У русских старожилов Южного Алтая второй половины XIX - начала XX вв. мужские рубахи выполняли функцию нательного платья. Их носили под зипунами, кафтанами, подоболочками и прочей верхней одеждой, надевая поверх штанов и обязательно подпоясывая поясом. Обычай заправлять рубаху распространился не ра ...
Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения
личности
Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения. В работах К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее м ...
Урок литературы как диалог
Осознание уроков литературы как диалога все более утверждается в современной методике преподавания литературы в школе. Тому есть несколько причин. Прежде всего дело в самой сути искусства. Здесь явно действует не схематизм «восходящей лестницы с преодоленными ступенями», но схематизм драматического ...