Основными характерными чертами всех ролевых игр являются:
а) наличие проблемы, лежащей в основе игры;
б)наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;
в)наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта.
Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:
принять и исполнить роль;
ориентироваться в ролях партнеров;
выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;
проводить и отстаивать свою точку зрения;
склоняться к компромиссу;
предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;
формулировать проблему и предлагать пути ее решения;
менять тактику своего поведения;
владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.);
Ролевая игра предполагает наличие трех этапов: подготовительного, проведения игры, контроля.
Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся. Подготовка учителя предусматривает:
а) выбор темы и формулирование проблемы;
б) отбор и повторение необходимых языковых средств;
в) уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики партнеров; личностные характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения и т.д.
г) подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки (со списком формул или вопросов, фрагменты фильмов, образцы писем зарубежных школьников и т. д.);
д) уточнение цели игры и планируемого конечного результата. Подготовка учащихся заключается в следующем:
поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала;
повторение речевых формул и лексики по теме.
Подготовка к игре может длиться от нескольких минут до нескольких дней. На данном этапе целесообразно провести ряд речевых упражнений и коммуникативных игр, необходимых для последующего ролевого общения. Например:
угадывание города/предмета по описанию;
отгадывание задуманного классом имени ученого/артиста/художника с помощью вопросов. Вопросы могут задавать все одному, т. е. отгадывающему, или один — всем;
продолжение диалога с помощью двусторонних карточек (на одной стороне вопрос, на другой один-два возможных ответа). Работа проводится в парах, а затем диалог проигрывается перед классом;
восстановление диалога по разрезанным диалогическим единствам (игра в парах или небольших группах);
описание картин, слайдов, озвучивание диафильмов;
коммуникативная игра «Alibi». Используется обычно для развития умения ставить вопросы и отвечать на них;
•коммуникативная игра-проект «Do it yourself».
Проведение игры. В соответствии с количеством учащихся вся группа играет в одну игру или делится на две подгруппы из трех-четырех человек. Что касается предмета обсуждения, то им может служить тема учебника (например, проблема экологии, мира, культурных традиций и обычаев, выбор профессии, хобби и др.), статьи из зарубежных журналов и газет, кинофильм. Ролевую игру можно построить также на основе картины или серии рисунков.
Смотрите также::
Особенности организации художественного творческого коллектива
Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М.П. Мусоргский. Народная песня исключительно ценный материал в эстетическом воспитании. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Х ...
Отметка и личность школьника
Общение с окружающими, признание и любовь близких людей являются важнейшими потребностями ребенка. Всякие изменения в семейных отношениях вызывают у него болезненные переживания. В случае, когда низкая успеваемость в школе становится причиной отчуждения между ребенком и его родными, он начинает скр ...
Развитие интереса к творчеству и виды творческой деятельности
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях ...