Основными характерными чертами всех ролевых игр являются:
а) наличие проблемы, лежащей в основе игры;
б)наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме;
в)наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта.
Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:
принять и исполнить роль;
ориентироваться в ролях партнеров;
выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией;
проводить и отстаивать свою точку зрения;
склоняться к компромиссу;
предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;
формулировать проблему и предлагать пути ее решения;
менять тактику своего поведения;
владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.);
Ролевая игра предполагает наличие трех этапов: подготовительного, проведения игры, контроля.
Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся. Подготовка учителя предусматривает:
а) выбор темы и формулирование проблемы;
б) отбор и повторение необходимых языковых средств;
в) уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики партнеров; личностные характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения и т.д.
г) подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки (со списком формул или вопросов, фрагменты фильмов, образцы писем зарубежных школьников и т. д.);
д) уточнение цели игры и планируемого конечного результата. Подготовка учащихся заключается в следующем:
поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала;
повторение речевых формул и лексики по теме.
Подготовка к игре может длиться от нескольких минут до нескольких дней. На данном этапе целесообразно провести ряд речевых упражнений и коммуникативных игр, необходимых для последующего ролевого общения. Например:
угадывание города/предмета по описанию;
отгадывание задуманного классом имени ученого/артиста/художника с помощью вопросов. Вопросы могут задавать все одному, т. е. отгадывающему, или один — всем;
продолжение диалога с помощью двусторонних карточек (на одной стороне вопрос, на другой один-два возможных ответа). Работа проводится в парах, а затем диалог проигрывается перед классом;
восстановление диалога по разрезанным диалогическим единствам (игра в парах или небольших группах);
описание картин, слайдов, озвучивание диафильмов;
коммуникативная игра «Alibi». Используется обычно для развития умения ставить вопросы и отвечать на них;
•коммуникативная игра-проект «Do it yourself».
Проведение игры. В соответствии с количеством учащихся вся группа играет в одну игру или делится на две подгруппы из трех-четырех человек. Что касается предмета обсуждения, то им может служить тема учебника (например, проблема экологии, мира, культурных традиций и обычаев, выбор профессии, хобби и др.), статьи из зарубежных журналов и газет, кинофильм. Ролевую игру можно построить также на основе картины или серии рисунков.
Смотрите также::
Сущность танцевальной деятельности в педагогическом аспекте
Исследования танца как вида творческой деятельности человека проведены нами с помощью метода системной классификации категорий и понятий, разработанного Е.Д. Гражданниковым. Этот метод позволил научно обосновать теоретическую модель танца с определением структуры танца и выделением следующих поняти ...
Роль изучения элементов математического моделирования в
курсе математики 5-6 классов
В литературных источниках отмечается использование моделирования в обучении математике как средства познания и осмысления нового знания, выделяются его виды, отмечаются условия, необходимые для его формирования (Л. М. Фридман, В. В. Давыдов, С. И. Архангельский, О. Б. Епишева, В. И. Крупич, Л. С. ...
Рекомендации по совершенствованию профессиональной ориентации в
общеобразовательных учреждениях г. Красноярска
В ходе анализа системы профессиональной ориентации школьников, можно выделить следующие проблемы: 1. Отсутствие единой системы профессиональной ориентации школьников; 2. Минимальная роль государства в управлении и планировании трудовых ресурсов; 3. Искусственное увеличение числа служб, предоставляю ...