Новое в педагогике » Психологические идеи Абая Кунанбаева » Природа познавательных способностей человека в понимании Абая

Природа познавательных способностей человека в понимании Абая

Страница 5

Настойчивый, он вечно не спокоен,

И он находит то, чего искал.

Человек должен овладеть волей, т.е. способностью претворять в жизнь свои помыслы.

Большое значение придавал Абай также мужеству и дерзанию. Только мужественный человек своей находчивостью и сдержанностью может отстоять свое мнение, он «не идет, как собака, за чужим караваном . Он покоряется тому, что справедливо для разума . И он не покоряется тому, что не выдерживает испытания разумом». Свежая информация романтическое свидание для двоих у нас на сайте.

Лень, трусливость, упрямство, капризы Абай относит к отрицательным качествам человека. Хвастуны, лентяи и трусы бывают падкими к различного рода порокам. «Нет у хвастунов ни совести, ни досады, ни мысли серьезной, ни дум горьких, ни решимости, ни храбрости, ни человечности . Лень — враг деятельности и ремесла; бесцельность, отсутствие страсти к познанию, безынициативность, бесстыдство, бедность — все исходит от нее».

Абай придавал большое значение вопросам самовоспитания молодежи, ее моральному самосовершенствованию. Он подчеркивал, что правильная оценка самого себя, положительных и отрицательных сторон своей психологии в значительной мере определяет моральную ценность человека, Поэт-мыслитель требовал от молодых людей, чтобы они постоянно совершенствовали свои духовные качества, постепенно искореняя отрицательные черты своего поведения.

Человек с малых лет должен приложить максимум усилий, чтобы развить своп духовные способности, совершенствовать себя нравственно, эстетически, физически.

Как бы ни был одарен от природы человек, его таланты, дарования, способности могут погибнуть, если он сам не приложит личных усилий для их развития. В высказываниях Абая о самовоспитании воли, характера, эмоций вышеприведенные мысли составляют их основной стержень.

В деле воспитания необходимых моральных качеств он придает большое значение самодисциплине, саморегулированию:

.Как ни велик твой пыл — не отдавайся ему.

Встретишь ты на пути страшных несчастий тьму .

Если человек увлечен своим делом, расширяется его кругозор, красивее становится ею духовный мир, яснее — цель, за осуществление которой он борется.

Одним из путей, приводящих человека к намеченной цели, Абай считает закалку воли. Только волевое напряжение помогает человеку остаться на избранном пути, и только упорна:* работа над собой ведет к укреплению воли, но развить у себя волевые качества невозможно без постоянного преодоления собственной слабости.

«Воспитай волю — это броня, сохраняющая разум. Не стремись к забавам и похвальбам», — вот лейтмотив абаевских высказываний о самовоспитании воли.

Абай с целью воспитания у молодежи положительных волевых качеств дает ряд советов. В частности, он говорит:

Чтоб человеком ты был,

Ты пятерых побори

И пятерых избери.

Злословье, ложь, хвастовство,

Безделье и мотовство —

Вот пять врагов твоих, знай,

А разум и доброта,

Упорство, скромность и труд

Доверься — не продадут.

Поэт-просветитель говорит, какую большую роль в процессе самовоспитания играют самоотчет, самопроверка. «Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен в день раз или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-то полезное для парода, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего».

Мысли Абая о самовоспитании чувств, волн, личности в целом прежде всего были адресованы молодежи. Абай постоянно подчеркивал, что человек должен познать свои недостатки, ошибки, промахи и исправить их.

Разбирая все эти морально-нравственные понятия, Абай приходит к выводу о том, что пока в казахском обществе господствует дурной пример, он не проходит бесследно, а формирует у людей часто дурное поведение. Сознавая прямую зависимость формирования личности подрастающего поколения от социальной среды, поэт-демократ все же не видит путей изменения ее. Абай лишь вскользь замечает, что нужен (так считал в далекие времена и великий аль-Фараби) умный человек, который мог бы помочь степнякам своими мудрыми советами и наставлениями. Именно поэтому он придавал решающее значение моральному совершенствованию добрых и умных людей.

«Стремление к истине и постижение ее рождаются высоким сознанием, — писал Абай, — сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих чувств прежде всего способствуют непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников».

Основными ориентирами Абая в вопросах нравственного воспитания являются патриотизм, гуманизм, интернационализм. Хотя просветительско-демократическое мировоззрение Абая было исторически ограничено и не поднялось до уровня русских революционных демократов, однако, как справедливо указывал М.О. Ауэзов, Абай воспринял эстетические принципы Б.Г. Белинского и обратил всю силу своего дара на служение обществу. Он также глубоко постиг основы мировоззрения П.Г Чернышевского и, следуя ему, не только видел всю неприглядную правду современной ему действительности, по и выносил ей беспощадный приговор. Подобно Б.Г. Белинскому и Н.Г. Чернышевскому, Абай мучительно ощущал казавшуюся ему беспросветной тьму, терзался, задаваясь бесчисленными вопросами. В творчестве его отразились одновременно и сила убеждение, вера в величие человека, в его духовные качества, и горькое сомнение, тревога за судьбу подрастающих поколений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Смотрите также::

Принцип гюйгенса
Эта тема наиболее обширно и понятно раскрыта в учебнике Касьянова. В нем не только представлен рисунок, но и приведено описание всех его элементов. В то время, как в учебнике Мякишева дан рисунок, который не в полной мере отражает данный принцип, что значительно усложняет понимание его учащимися, к ...

Компьютерная зависимость как результат увлеченностью компьютерными играми
Задача параграфа: раскрыть понятие «компьютерная зависимость», проанализировать влияние компьютерной зависимости на процесс воспитания детей, выявить стадии компьютерной зависимости. Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за ...

Правила подведения итогов внеклассного мероприятия
Для подведения итогов игры-путешествия из учительского или административного состава определяется жюри, на которое возлагается задача объявлять победителя каждого уровня в процессе игры, а так же подводить итоги для выявления победителя по её окончанию. За победу в уровне, одержавшая её команда пол ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru