Новое в педагогике » Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства » Виды воображения

Виды воображения

Страница 1

Воображение может функционировать на различных уровнях.

Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грёз. В грёзах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. легко предугадать, о чём будет грезит спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий сдавать экзамен. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но, если грёзы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудрёмном состоянии, во сне и так далее. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеждён в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации.

В отличии от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение - это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, особенно в обучении.

Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, что соответствует новым понятиям, с которым он знакомится.

Например, изучая такой учебный предмет, как природоведение, учащиеся должны представить себе моря, озера, горы, новые растения, животных.

Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы - читая книги, школьник с помощью воссоздающего воображения представляет себе героев, как бы "видит" их, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге.

Таким образом, воссоздающее воображение имеет большое значение в учебной работе и жизни школьника. Учитель должен развивать на уроках чтения, рисования, арифметики это ценное психическое свойство (когда школьник переживает прочитанное в образах и чувствах) и всегда добиваться, чтобы у ребенка возникал нужный и верный образ, который помогал бы ему правильно познавать и изучать окружающую действительность и действовать со знанием дела.

От воссоздающего воображения надо отличать творческое воображение. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства, литературы и т.п.

Страницы: 1 2


Смотрите также::

Управление учебным процессом при изучении темы «Прямоугольный треугольник» в курсе девятилетней школы
Успех в решении задач по геометрии во многом зависит от профессионального уровня учителя и степени заинтересованности и подготовленности школьников. Обучение в 7–8 классах является в значительной мере ориентированным. На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и о ...

Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для ...

Плоское зеркало
В учебнике Пёрышкина данная тема представлена на рисунках, отображающих опыт, который предлагает провести автор. Это облегчает понимание материала учащимися. Рис. 32 Пёрышкин 8 класс Рис. 33 Пёрышкин 8 класс В учебниках Пинского и Пёрышкина более полно представлено на рисунках эта тема. Но у Пинско ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru