Четвертый компонент педагогического искусства предполагает знание педагогом социологических характеристик ребенка и взаимоотношений детей в группе. Для педагогического искусства социологическая реальность всего лишь отправная точка для организованного педагогического действия. Социологические методики помогают воспитателю-мастеру, даже в неорганизованном коллективе, установить, кто из ребят является лидером, конформистом, нонконформистом, кто кому симпатизирует, а кто является отверженным. Но было бы большой ошибкой, опираясь на эти данные, формировать актив, строить всю организацию отношений с детьми. То есть: из лидера воспитывать только лидера, постоянно держать его на этой роли, оставлять конформистов и нонконформистов в их сложном и незавидном положении, поддерживать дружеские симпатии и не вести борьбу с антипатиями. Опасно отождествлять социально обусловленные социологические характеристики с характеристиками природными, рассматривать их как некую биологическую предопределенность. Социологический срез — лишь объективно сложившаяся на данный момент картина, подверженная изменению и преобразованию педагогическими средствами. Педагогическое искусство позволяет воспитателю, ликвидируя стихийно сложившийся хаос отношений, пробудить в каждом ребенке инициативу общественного лидера, сознание необходимости исполнения долга, сопротивление несправедливости, дружеские симпатии к товарищам. Социологическая реальность не указывает педагогу ни цели, ни средства, а лишь раскрывает объективную картину, необходимую для размышлений, анализа, выводов .
Пятый компонент педагогического искусства — сведения из области искусствознания, сценического искусства, искусства звучащего слова. Искусство поведения, движения, жестов, мимики, интонаций, опирающееся на рекомендации сценического искусства, состоит в том, чтобы четко и искренне, с учетом психологии восприятия жизни детьми, выразить себя, оказать наиболее эффективное воздействие, повести школьников за собой. Педагог с помощью технических приемов, способов, мастерства общения раскрывает и ярко выражает правду жизненных, реальных отношений. Искусствознание, раскрывающее самую суть литературных, музыкальных, изобразительных, специфических экранных произведений, показывающее подлинную сущность и психологию человека, стимулы и мотивы его поведения, является для педагога одним из важнейших учебников человековедения. Для воспитателя освоение художественных образов-характеров является профессиональной необходимостью. Произведения искусства раскрывают характеры детей не в абстрактно-теоретических формулах, а в конкретно-исторических, живых образах, непосредственно вводящих взрослого человека в мир детства. Чем глубже учитель любой специальности погружается в мир искусства и искусствознания, тем ближе он к педагогическому искусству, к познанию детства и овладению педагогическим мастерством.
Немало дает педагогу и сценическое искусство. Оно ярко и убедительно показывает истинные отношения и психологические состояния человека. Та же задача и у педагога: выразить истину науки, нравственности, высшей справедливости, любви, красоты и свое нравственно-эстетическое отношение к жизни. Для этого, как и в условиях сценического искусства, педагогу необходимо научиться владеть собой, своими психическими состояниями, уметь проникнуть эмоционально и рационально в суть быстро возникающих и меняющихся ситуаций, овладевать ими, выражать свое отношение, принимать решения и последовательно проводить их в жизнь.
Искусство звучащего слова как часть сценического искусства также чрезвычайно важно для педагога. Слово — самое важное и мощное средство воздействия. Педагогу, если он хочет обладать авторитетом, необходимо в совершенстве владеть выразительной речью. Дети должны «слышать», что сказал педагог: требует он или просит, смеется или шутит, наказывает или предупреждает, советует или запрещает, восторгается или ободряет, радуется или огорчается, гневается или журит, возмущается или удивляется, страдает или стадится, призывает или размышляет. Множество чувств и оттенков, которые способен выразить педагог, накрепко западают в открытую и чувствительную детскую душу. Владея этим тончайшим инструментом — искусством звучащего слова, педагогу легче овладевать детским сознанием. Таковы основные компоненты педагогического искусства, овладение которыми ведет учителя к педагогическому мастерству.
Смотрите также::
Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и
зарубежных психологов
В раннем юношеском возрасте происходят большие изменения в организме и внешности молодых людей, связанные с половым созреванием; происходит усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юнош ...
Изучение педагогического опыта по использованию эффективных приемов работы
со словом
Изучив теоретические основы организации лексической работы в начальной школе, был проанализирован педагогический опыт с целью определения наиболее эффективных приемов и упражнений со словом на разных этапах уроков русского языка и литературы в 1- 4 классах. Анализу подверглись конспекты уроков таки ...
Сущность формирования профессиональных умений и навыков
Движения и действия реализуются у человека сознательно и бессоз-нательно. Осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. С одной стороны, никакое действие человека не бывает до кон-ца автоматизированным (т. е. удаленным из сознания), потому что оно в конечном счете вызы ...