Новое в педагогике » Методика словарной работы с детьми четвертого года жизни » Возрастные особенности речи детей 4-ого года жизни

Возрастные особенности речи детей 4-ого года жизни

Страница 2

Ребенок уже к трем годам научается склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам, образовывать формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, изменять их по временам и лицам, согласовывать слова в роде, числе, падеже. В основе формирования способов изменения слов и образования грамматических форм лежит активная ориентировочная деятельность ребенка в звуковой стороне ре­чи, ее семантике и в реальных предметных отношениях, стоящих за словом. На каждом новом возрастном этапе в связи с расширением сферы общения и форм речи ребенок как бы заново овладевает теми грамматическими навыками, которые сформировались у него в спонтанной речи к трем годам.

Инновации (ненормативные формы) затрагивают почти все грамматические категории существительного, глагола, прилага­тельного. При этом активно осваиваются не только много­чи­с­­ленные единичные формы, исключения, но и граммати­чес­кие пра­вила. Разницу между единичными нормативными фор­мами и правилом можно увидеть на примере родительного падежа множественного числа существительных. В этой форме упо­требляются три окончания: -ов/-ев, -ей и нулевое. Если сло­­во в именительном падеже единственного числа имеет нуле­вое окончание, то в родительном падеже множественного чис­ла употребляется ненулевое окончание, и наоборот (фла­жок–флажков, озеро–озер, груша–груш, матрешка–матре­шек). Выбор между ненулевыми окончаниями зависит от того, каким является последний согласный основы: после твердых согласных и «й» употребляется ‑ов/‑ев, после мягких и шипящих — -ей (сарай–сараев, карандаш–карандашей). Наряду с формами, образующимися по этому правилу, есть слова, представляющие аномалию в языке: волчат, солдат, глаз, че­ло­век. Специальные эксперименты выявили, что для детей представляет трудность не только усвоение этих аномальных форм, но и самих правил.

Раньше и проще усваивается правило образования форм су­щес­твительных, имеющих последним согласным основы твер­дый согласный звук (грибков, столов), затем — формы с ну­ле­вым окончанием (груш, слив). Правило образования форм слов, у которых последний согласный основы мягкий или шипящий (карандашей, ежей), остается не­твер­до усвоенным и к концу старшего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте продолжают активно осваиваться способы образования множественного числа существи­тельных в именительном падеже; родительного падежа мно­жественного числа; сравнительной степени прилагательных и наречий, способы образования видовых пар глаголов, глаголов в повелительном наклонении. Остается нетвердо усво­енной родовая принадлежность ряда существительных, некоторые предлоги с пространственным значением (на, под, око­ло, за).

Инновации в детской речи свидетельствуют об активном творческом поиске ребенка, активной ориентировке в явлениях грамматики. Их нежелательно называть ошибками, это «хорошие ошибки» (Р. Е. Левина), ошибки роста. Без них ребенок не может освоить богатства языка. Отсутствие ошибок в речи младших дошкольников не всегда является свидетельством правильности речи. Меньше всего ошибок делают дети малоактивные, неразговорчивые. Об этом воспитатель должен помнить.

Освоение способов словообразования начинается уже на третьем году жизни. Это длительный процесс, растягивающийся на весь период дошкольного детства и имеющий ряд качественно своеобразных этапов. Для младшего дошкольного возраста характерно освоение производных (обра­зо­ван­ных от других) слов в целом готовом виде, не производство, а воспроизводство слова, хотя имеет место и нерегулярное словотвор­чес­тво. Изредка дети образовывают новые детские слова, ин­но­ва­ции, но сами не замечают этого.

Основное внимание младшего дошкольника приковано к пониманию производного слова и адекватного его использования в речи. Инновации возникают при образо­ва­нии слов с уменьшительно-ласкательным значением (рукавочки, детята, лосих, али­ха), глаголов совершенного и несовершенного ви­да, в неопределенной форме (ищить, ищать, исать, скольза­ют, клюкает, жукает). Небольшое количество инноваций сви­­детельствует о том, что процесс активного освоения способов словообразования находится в начальной стадии.

Страницы: 1 2 


Смотрите также::

Целевые ориентации
1 уровень - цели государственной образовательной политики, которые определены Законом РФ « Об образовании», «Федеральной программой развития образования в России на 2000-05 гг.», « Национальной доктриной образования РФ», «концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12- летней ш ...

Сущность и виды воображения
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, харак ...

Экспериментальное изучение связи успеваемости и успешности обучениямладших школьников с развитием свойств внимания
Высокий уровень развития свойств внимания положительно влияет на успешность обучения у младших школьников. Большинство неуспевающих учащихся начальных классов характеризуются низким уровнем развития устойчивости, распределения и переключения внимания. Особенно важную роль точность распределения вни ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru