Новое в педагогике » Разговор с родителями: основные психологические потребности дошкольника

Разговор с родителями: основные психологические потребности дошкольника

Страница 2

Однако не все так просто. Даже полностью реализованные условия оптимального физического развития ребенка не обеспечивают плавного, бесконфликтного продвижения по жизни. На период дошкольного детства приходится несколько критических периодов - 1 год, 2 года, 3 года, 6-7 лет. Кризисы эти, так или иначе связанные с изменением Я-концепции ребенка, осознанием нового уровня его притязаний и потребностей, подводят уже ко 2 ступени в пирамиде потребностей - в Безопасности и защите, в организации стабильности, в законе и порядке. В предсказуемости событий, в свободе от таких угроз, как болезнь, страх и хаос. Именно дети раннего дошкольного возраста испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если вдруг меняется обстановка. Доказательства тому трудности адаптационного периода при зачислении в ДОУ, при поступлении в школу. В этих случаях определенный гарант удовлетворения потребностей в безопасности стабильность окружающей обстановки (в семье, ДОУ), порядок, определенный режим.

Если в окружении ребенка отсутствует режим и дисциплина, он, не чувствуя себя защищенным от внешней среды, начинает искать более стабильную жизненную территорию (из детского сада стремится домой и, наоборот, из дома рвется к бабушке). Если родители ничем не ограничивают ребенка, то он растет вне «маяков» стабильности, вне позитивной зависимости от внешней среды. Ссоры взрослых, физические оскорбления, разлука, развод это тоже факторы, нарушающие необходимое для ребенка ощущение безопасности, поскольку окружение в его понимании становится непредсказуемым, ненадежным. Отсюда неуправляемость в поведении, импульсивность, гиперактивность, озлобленность, тревожность, астеничность. Могут появиться: энурез, ночные страхи, трудности во взаимодействии с другими детьми, заикание. Ощущение благополучия и безопасности зависит от окружающей среды, от помощи взрослых и минимальной возможности самозащиты.

Наблюдения показывают: эмоциональный комфорт ребенка напрямую связан с потребностью ощущать любовь и с приятием его окружающими людьми - не только близкими взрослыми, но и сверстниками. Детство - период активного развертывания растущего человека, его личностного «вызревания» протекает при непосредственном взаимодействии со взрослыми (родителями, воспитателями и др.). В этом процессе «стыкуются» важные индивидуальные и социальные установки ребенка, среди которых приоритетной становится потребность признания и любви как проявление и утверждении себя среди окружающих. Взрослый в этом социальном пространстве оказывается личностно значимым для ребенка лицом уже в силу своей позиции, поскольку может удовлетворить его сущностные потребности.

Для ребенка 4-х лет важно поддержать общение с помощью вопросов, ответы на которые очевидны. Однако порой в вопросах проявляется и желание получить новую информацию, интерес к познанию.

Вопросы и сообщения для ребенка 4-5 лет нацелены уже на выявление и демонстрацию понимания связей между предметами и явлениями.

Для старших дошкольников значимо на просто доброжелательное внимание взрослых и сотрудничество - им важно уважение со стороны, взаимопонимание и сопереживание.

Однако для совместного решения специфических задач, которые ребенок не хочет или не может решить со взрослым, необходим и личностно значимый сверстник. Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект социального развития, как овладение формами и нормами общественных отношений. И это означает, что дошкольник начинает осваивать следующий уровень пирамиды потребностей по Маслоу Уважения и самоуважения. Возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества при нормальном воспитании вырастает потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность. Вот почему так важно помнить, что негативный опыт общения в ряде случаев не побуждает, а отвращает ребенка от стремления утвердить себя в мире человеческих отношений. Более того, факт этот может привести к возникновению защитных механизмов - «стены» между ребенком и человеческим миром, «слепоты по отношению к окружающему миру». В то же время конструктивное общение со взрослыми и сверстниками дает ему возможность осознать свое Я, поскольку происходит становление Я-концепции. При благоприятных условиях воспитания – доброжелательном отношении взрослых и сверстников удовлетворяется потребность ребенка в одобрении, признании, положительной оценке.

Страницы: 1 2 3


Смотрите также::

Основные цели Болонского процесса
Болонский процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открыли ...

Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние действия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой»(К.С.Лебединская). Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявля ...

Опытно-экспериментальные исследования возможностей развития детей на уроках ИЗО
С опорой на теоретические положения исследуемого вопроса была разработана следующая концепция по развитию творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО, которая представлена в практической части дипломной работы. Практическая часть дипломной работы была осуществлена в средней школе №10 с ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru