Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:
совокупность средств, знаний и умений;
побуждение к действию.
Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности мотивационной установкой.
Самостоятельность – не абстракционная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:
– способность устанавливать основание для тех или иных поступков, выбор поведения;
– способность обособлять свои позиции;
– способность к независимой реализации структурных блоков деятельности;
– планирование, регулирование и анализ своей деятельности без помощи других;
– соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс своей деятельности.
По мнению знаменитого доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность – это человек:
– существующий отдельно от других, независимый;
– решительный, обладающий собственной инициативой;
– выполняемый действие без помощи.
Леонтьев А.Н. понимает обобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию.
Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности.
Токаева Т.Э., Полтавцева Н.В. – приготовиться, выполнить, оценить результат, установить связь «цель-результат» – вот их основные факторы, определяющие самостоятельность. Самостоятельность – постоянно развивающееся качество, и имеет свое содержание. Каково же содержание самостоятельности в двигательной деятельности.
На этот вопрос мы можем ответить исходя из работ Кенеман А.В., Лесковой Г.П., Полтавцевой Н.В. и др., которые занимались изучением проблемы физического воспитания дошкольников. Ими были выделены показатели самостоятельности и ее содержание.
Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:
– обогащение арсенала умений;
– побуждение детей через изменение условий;
– постановка новых задач.
Также на самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.
Ознакомившись со многими определениями понятия «самостоятельность» я пришла к выводу:
Самостоятельность – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.
П.Ф. Лесгафт: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».
Смотрите также::
Фазы и этапы развития креативности
Становление творческого потенциала ребенка может осуществляться несколькими путями. Один из них – естественный – развертывание генетической программы организмы, другой – создание специальных условий, которые могут способствовать пробуждению и развитию творческих способностей. Причем, творческие спо ...
Научно-методические основы организации текущего контроля по математике
Методы текущего контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладения учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. Основными методами текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: Устный опрос. Письменн ...
Особенности дистанционного обучения
Система дистанционного обучения, как самостоятельная форма появилась в XX веке. Предпосылкой её возникновения стало бурное развитие информационных технологий и как результат возможность передачи информации на большие расстояния. Сопоставляя данные можно заключить, что дистанционное обучение — это н ...