Новое в педагогике » Психолого-педагогические основы деятельности школьного библиотекаря » Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

Методические аспекты психолого-педагогической работы школьного библиотекаря

Технология психолого-педагогической работы библиотекаря предполагает разработку и реализацию специальных программ и учебных материалов. Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к детям разного возраста. Мы считаем, что эти принципы являются вполне актуальными в работе школьного библиотекаря. Рассмотрим принципы, о которых идет речь:

Содержание учебной программы должно предусматривать изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

Учебная программа должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

Учебная программа должна давать возможность детям приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

Учебная программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

Учебная программа должна поощрять инициативу и самостоятельность детей в учебе и развитии.

Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

Учебная программа должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами.

В свою очередь Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ работы с детьми с целью психолого-педагогического воздействия:

знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;

акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;

большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;

предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;

поощрение творческого и продуктивного мышления;

воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;

создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, на которые следует обратить внимание библиотекарю и попытаться приложить все усилия, чтобы дети, с которыми он работает, смогли их развивать:

1. Познавательные способности и навыки (владение большим объемом информации; богатый словарный запас; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно - следственных связей; умение делать выводы; умение интегрировать и синтезировать информацию; участие в решении сложных проблем; организация информации; использование альтернативных путей поиска информации; анализ ситуаций; умение оценивать как сам процесс, так и результат; умение предвидеть последствия; умение рассуждать; критичность в мышлении; высокая любознательность и т.д.).

2. Творческие способности (гибкость в мышлении и действиях; быстрота мышления; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; богатое воображение; развитая интуиция и т.д.).

3. Особенности эмоциональной сферы (уважение к другим; эмпатическое отношение к людям; терпимость к особенностям других людей; склонность к самоанализу; терпимое отношение к критике; готовность делиться вещами и идеями; настойчивость в выполнении задания; независимость в мышлении и поведении).


Смотрите также::

Методы развития творческого потенциала
Известны некоторые способности и навыки гениев: • Использование системного мышления. Одним из наиболее существенных паттернов гениальных людей является способность мыслить "системно", а не "механически". Ментальные стратегии обычно позволяют им отследить целые системы взаимодейс ...

Методы профессиональной ориентации
В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. – такие методы называются информационно-справочные. Но поподробн ...

Определение эффективности методики развития мелкой моторики на контрольном этапе эксперимента
На контрольном этапе экспериментального исследования мы использовали такой же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольного этапа мы занесли в таблицы 2.3 – 2.5. Таблица 2.3 Состояние развития мелкой моторики у детей на контрольном этапе экспериментального исследо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edumask.ru