Библиотекарь имеет дело с книгами и с людьми. Что может быть на свете интереснее этого? Уважение библиотекаря к своей профессии состоит не только в том, что он неукоснительно соблюдает библиотечные правила. Библиотечная профессия - профессия творческая. Знания читателя по своей специальности во многом превосходят знания библиотекаря, но умение библиотечного работника разыскать и представить требуемый материал непревзойденно, и он вправе носить звание "лоцмана книжных морей".
В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, все возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация психолого-педагогической деятельности библиотекаря Ориентир на абстрактного "среднего посетителя" утрачивает свое значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую жизнь школы. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.
В этой связи на современном этапе развития психолого-педагогическая работа школьного библиотекаря с детьми включает в себя несколько моментов:
1. Психологическая помощь.
создать атмосферу доверия;
возможность отдохнуть, отвлечься;
помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;
помочь разобраться в себе;
развивать рефлексию;
вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие ребенка;
"вести за руку" в трудных нравственных ситуациях.
Психолого-педагогическая помощь.
вовлекать во все мероприятия, проводимые библиотекой;
помогать осваивать новые интересные навыки, умения;
заинтересовать учащихся нужной и полезной деятельностью;
формировать у них навыки здорового образа жизни.
Организационная помощь.
создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;
поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;
предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности, где они себя увереннее чувствуют, работа в библиотеке должна нацеливать и на успешную деятельность на уроках.
Эстетически-художественная помощь.
влияние на эмоциональную сферу;
создание красоты, привитие чувства прекрасного.
Работа с детьми в школьной библиотеке, проводимая в различных формах (чтение вслух, занятия в кружках, организация работы по сбору материала по заранее заданной теме и т.д.), в целом должна способствовать следующему:
Выявлять и развивать способности ребят.
Прививают интерес литературе, истории, музыке, искусству и т.д.
Развивают эмоциональную сферу личности ребенка.
Формируют отношение к культурным традициям.
Помогать ребенку адаптироваться в школьной среде, ощутить себя успешным, значимым среди сверстников.
школьный библиотекарь психологический педагогический
Работе библиотекаря должна быть снабжена соответствующими средствами и приемами:
наглядно-образными (слайды, видеофильмы, репродукции);
вербальными (рассказы, беседы, поэзия);
музыкальными (песни, музыкальные произведения) и др.
Таким образом, работа библиотекаря, особенно ответственно относящегося к своей деятельности, - не проста. Он также, как учитель, несет воспитательную функцию. А если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания (в частности, назначением деятельности школьного библиотекаря) является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.
Смотрите также::
Результаты экспериментального исследования особенностей
восприятия и воспроизведения интонации у детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата
Экспериментальное исследование позволило выявить следующие особенности: Общий балл по восприятию видов интонации составляет 1,6; общий балл по воспроизведению - 2, 1. Воспроизведение видов интонации дается детям легче, чем восприятие. В основном дети передают виды интонации в своей речи, но с ошибк ...
Методика исследования уровня состояния навыка правильного
чтения учащихся 2 класса с общим недоразвитием речи 3 уровня
Разработкой методов обследования нарушений чтения занимаются многие авторы, такие, как А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, А.В. Ахутина, О.Б. Иншакова, Т.А. Фотекова, И.Н. Садовникова и другие. Таким образом, проанализировав работы, раскрывающие структуру процесса чтения, исследования, посвященные вопросам н ...
Перечень и описание модульных блоков
Таблица №2 Название описание модульных блоков Используемое оборудованные инструменты МБ№1. Основы использования ПК. Изучаются основные узлы ПК и переферийного оборудования, правила технической эксплуатации ПК, основы работы с ПК, организуется рабочее место, выполняются основные операции по использо ...